У «БелАЗа» появились конкуренты
Два события, которые случились в российском автопроме практически одномоментно, принципиально изменили ситуацию на рынке большегрузной техники. У БелАЗа появились сразу два соперника в лице всемирно известного гиганта «Caterpillar» и менее знаменитой японской компании «Komatsu». В октябре обе они на своих российских заводах запустили в производство самосвалы средней и крупной грузоподъемностью. Эксперты гадают, насколько серьезно они наставят рога машинам «БелАЗ» из Жодино, который пока является лидером российского рынка в своем секторе.
Первая весть пришла из города Тосно Ленинградской обл., где еще в 2000 г. вступил в строй завод, принадлежащий «Caterpillar». Это предприятие с филиалом в Новосибирске вначале производило в основном «железо» — металлоконструкции, которые поставляются на заводы гиганта в Западной Европе. В 2008 оно стало переходить и к сборке, освоив выпуск экскаваторов и погрузчиков. А в конце октября 2011 г. с конвейера сошел первый 54-тонный самосвал «Cat 773e».
Однако для того, чтобы данный план выглядел как сенсация, не хватает ни новизны, ни масштабов. Во-первых, американцы перенесли на восточный рынок машину, снятую с собственного производства. И это не делает ей рекламу. Принципиально она ничем не отличается от старой американской модели. Ее полная масса — 99 т, а грузоподъёмность — 53,8 т. Автомобиль комплектуется двигателем САТ 3412Е ТА мощностью 728 л. с. Объем самосвальной платформы составляет 35,2 кубометра. Карьерный самосвал оборудован шинами размерностью 24.00-R35 (E4). Максимальная скорость машины достигает 65 км/ч.
Во-вторых, сама сборка частичная, можно даже сказать, промежуточная. Ее локализация в России пока ограничивается грубым железом – рамами, кузовами и т.п. Остальные узлы и комплектующие, в том числе двигатели и коробки передач, будут поставляться с различных заводов компании в Европе и США — в ближайшее время перенос их производства в России компания не планирует. При этом финальную сборку самосвалов дилер «Caterpillar» (российское подразделение немецкого концерна «Zeppelin») будет осуществлять уже у заказчиков.
Слово «Komatsu»
В том же месяце – в октябре вместе с «Caterpillar» на российском рынке выстрелил и завод «Komatsu Manufacturing Rus» в Ярославле, выпустив первый крупногабаритный карьерный самосвал HD785-7 грузоподъемностью в 91 тонны. Пока он планируется в объеме 50-100 единиц техники в год и ориентируется на рынок СНГ.
Завод начал осуществлять свою деятельность с июня 2010 года и специализируется в основном на производстве экскаваторов и погрузчиков. Основные компоненты самосвала планируется поставлять из Японии. В Ярославле будет осуществляться полный производственный цикл, включающий в себя процессы сварки, покраски габаритных узлов (кузов, рама и другие компоненты) и окончательной сборки машины. Как утверждается на сайте предприятия, активная работа будет проводиться в направлении локализации, что позволит повысить процент компонентов российского производства в технике.
Амбиции
Пока в России ни один иностранный производитель не запускал сборку карьерные самосвалы, и заводы в Тосно и Ярославле — первые подобные проекты. В перспективе к ним может присоединиться и южноафриканская компания «Bell Equipment». Однако сроки запуска пока не определены.
Так что у «БелАЗа», который по оценке эксперта из ИК «Атон» М. Пака контролирует около 70% рынка карьерных самосвалов, появились первые конкуренты. Чтобы оценить, насколько они серьезные, нужно соизмерить их по качеству и по количеству.
Своим мнением со СМИ поделился Ю. Линейцев, главный инженер компании «Норильский Никель», которая оказалась обладательницей первой партии из 6 «Caterpillar» из Тосно и 7 новых «БелАЗов». По его словам, в процессе работы машин на каждую единицу техники обоих производителей были учтены затраты на топливо, запчасти, сервис и прочее. В итоге была рассчитана себестоимость 1 т/км. У Caterpillar она оказалась ниже, и решили полностью обновить парка техники со ставкой на Caterpillar.
Однако здесь отсутствует фактор стоимости, который для богатого «Никеля» является второстепенной категорией, но для большинства небольших компаний – аргумент номер один. Каталожная цена Саt 773e – 700 тыс. долларов, в то время как белазовские машины стоят в среднем 550 тыс. долларов.
Что касается количества, то четких планов ни на том, ни на другом предприятии пока нет. В этом году в Тосно планируется выпустить 100 машин, и как утверждает вице-президент «Caterpillar» П. Феллин, все они уже законтрактованы. Он полагает, что в ближайшие годы предприятие выйдет на 300 штук в год, в Ярославле – на 50-100.
Исходя из таких прогнозов, М. Пак подсчитал, что обе компании отвоюют у БелАЗа при благоприятном развитии ситуации в ближайшее время 15-20% рынка. Так что за БелАЗом сохранится «доминирующее положение». При этом его доля будет особенно быстро снижаться среди машин средней грузоподъемности — от 30 до 60 тонн. Но для мелких компаний альтернатив БелАЗам на российском рынке нет.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.