Перевозчики потеряли не только имущество, но и доходы

13115
Перевозчики подсчитывают убытки, которые им нанёс пожар на пароме “Lisco Gloria”. Они не только потеряли часть грузовых транспортных средств, но и должны будут смириться с меньшим доходом, так как сейчас у транспортных компаний пик работы. По данным “Linava”, на пароме сгорело 144 полуприцепа и холодильника и 79 тягачей.
Потеряли и имущество, и доходы
Президент “Linava” Альгимантас Кондрусявичюс говорит, что это несчастье очень сильно повлияет на пострадавшие компании. «Они потеряли грузы и непонятно,  будут ли за них выплачены компенсации. По CMR страховке вред не будет компенсирован, так как пожар возник в море. Производительность перевозчиков уменьшится, так как несчастье произошло в пик работы, когда компании зарабатывают больше всего денег.
По словам А. Кондрусявичюса, пока что уточняется, сколько членов “Linava” пострадало. На сегодняшний день есть данные о 14 транспортных компаниях. Ассоциация намерена поддержать своих членов,  на следующей неделе планируется организовать собрание, на котором будут участвовать пострадавшие члены и знатоки морского права. Собрание будет организовано с целью подготовки общей позиции, которая поможет вернуть хотя бы часть имущества.
Больше всего от пожара пострадала компания “Vlantana”, которая потеряла более 30 транспортных средств и  «Автотранспортная компания А. Грицюса», потерявшая 10 тягачей и 20 холодильников с грузами. Собственник компании Антанас Грицюс говорит, что стоимость этих транспортных средств составляет примерно 4,5 млн. лт,  еще около 1,5 млн. лт. стоит груз. Сгорело около 10% транспорта компании, следовательно, уменьшились и доходы. «Хуже всего, что у нас не было каско страховки. Защита CMR страхования в море не применяется», — говорит он. Собеседник надеется, что ему удастся договориться с“DFDS Lisco”, так как страховка, скорее всего, не компенсирует потерю груза.
Руководитель пострадавшей из-за пожара компании UAB “Vitlaima” Кястутис Унгулайтис рассказывает, что на пароме они переправляли два тягача, предназначенных для продажи. Общая их стоимость составляет 60-80 тыс. лт.
«Эти транспортные средства были предназначены для продажи в Литве, увы, они застрахованы ОСАГО, а не каско страховкой», — говорит он. Компания уже отправила необходимые документы в фирму, предоставившую паром. «Чем всё закончится – пока не ясно. Они упоминали, что возместят ущерб, но лишь в устной форме. Пока что ничего конкретного не сказали, кроме того, в эту компанию невозможно дозвониться – все телефоны заняты», — говорит он.
Руководитель UAB “Medva Cargo Services” Вайдотас Пранис рассказывает, что фирма из-за пожара потеряла 3 тягача и 3 холодильника. Их стоимость – примерно 200 тыс. евро. Стоимость груза, по словам собеседника, около 300 тыс. лт.
В. Пранис сожалеет, что компания не может выполнить всех обязательств. «Транспортные потоки были запланированы почти до конца года. Естественно, доходы будут меньше, так как каждая компания несёт компании прибыль. Сейчас пик сезона, и очень жаль, что мы не можем на 100% воспользоваться этим пиком».
Сильно пострадали и мелкие перевозчики. По словам руководителя «Коммерческой фирмы В. Стонкуса» Вацловаса Cтонкуса фирма потеряла два автомобиля из пяти. Убытки составляют около 225 тыс. лт. «Оказывается, CMR страховка не действует в море. Увы, срок действия каско страховки так же вышел, поэтому надеемся, что убытки возместит компания сгоревшего парома», — говорит он. Собеседник надеется, что вред будет компенсирован, однако никакими точными сведениями пока не обладает.
Один тягач и один холодильник потеряла и компания “Kriolita”. Всего в парке компании было 8 тягачей. По словам её руководителя Арвидаса Баублиса, ущерб достигает более 62 тыс. евро за транспортные средства и  16,5 тыс. евро за груз.
На какие выплаты можно рассчитывать?
Убытков, которые составляют десятки миллионов литов, страховка не возместит на 100%.
«Возможно, по поводу каско страховки споров и не будет, но они возникнут из-за страховки CMR. Большинство страховщиков говорили, что CMR страховка, которая была практически у всех пострадавших,  вряд ли поможет вернуть деньги.  Точнее, почти никто не сомневается, что деньги не будут выплачены. Неизвестно, каких выплат можно ожидать и от морского перевозчика “DFDS Lisco”, на пароме которого и произошло несчастье. Несмотря на то, что вины перевозчика нет, я подозреваю, что перевозчики будут требовать у него компенсаций», — говорит А. Кондрусявичюс.
Мы поинтересовались у страховых компаний, на какие выплаты могут рассчитывать перевозчики.
По словам страховой компании “ERGO LIETUVA”, с проблемами столкнутся те перевозчики, транспортные средства которых не были застрахованы каско страховкой. Как показывает практика, взыскание долга у третьих лиц – непростая процедура, для этого нужны и юридические знания, и время. С другой стороны, ответственность морского перевозчика так же ограничена, поэтому полного возмещения убытков можно и не дождаться.
Томас Нянартавичюс замечает, что после пожара на пароме “Lisco Gloria”, перевозчиков очень беспокоят вопросы, связанные с ответственностью морского перевозчика за груз. Больше всего перевозчиков волнует то, что CMR страховка якобы не действует при перевозке грузов по морю, поэтому перевозчики должны возместить убытки собственникам грузов.
«Важно обратить внимание на то, что CMR конвенция, в которой предусмотрены ограничения ответственности за груз, действуют и в тех случаях, когда транспортное средство часть пути проходит по морю или железным дорогам, транспортируется внутренним или воздушным транспортом. В упомянутой конвенции предусмотрено, что перевозчик не отвечает за груз, если он не мог избежать возникновения обстоятельств, из-за которых был нанесён вред. Учитывая это, собственнику груза нанесённый ущерб должна компенсировать страховая компания,  в которой собственник застраховал груз», — утверждает эксперт в области страхования Т. Нянартавичюс.
По словам Т. Нянартавичюса, когда будут известны обстоятельства аварии, собственники не застрахованных грузов смогут обратиться к виновникам. Они могут надеятся на частичное возмещение вреда только в тех рамках, которые устанавливают морские правовые акты.
“PZU Lietuva” получила три сообщения о пострадавших грузах, которые перевозчики застраховали страховкой CMR. Руководитель Вильнюсского центра претензий Модестас Жилионис обратил внимание на то, что по страховке CMR перевозчики не отвечают за груз, если у них не было возможности предотвратить нанесение вреда.
Те перевозчики, которые были застрахованы ОСАГО, врядли получат выплаты от страховых компаний. По словам М. Жилиониса, защита ОСАГО здесь не действует, так как транспортные средства не были в пути и не совершили аварии. Собеседник утверждает, что убытки будут возмещены всем пострадавшим, у которых была каско страховка.
Директор Департамента страховых рисков и претензий “Lietuvos draudimas” Юлюс Кондратас рекомендует выбирать всестороннее страхование – и каско, и ОСАГО, и страхование грузов. Он утверждает, что в этом году было особенно много природных катаклизмов, которые развеяли все сомнения предпринимателей насчёт необходимости страхования и актуализировали его значимость. Сценарии катастроф стали вполне реальными и многие испытали их на собственной шкуре. Заранее позаботившись о надёжном страховании своего имущества или груза, в случае несчастья не придется просить чьей-то милости.
Руководительница Департамента претензий “BTA draudimas” Каролина Карпова говорит, что деньги будут выплачиваться только после того, как пострадавшие соберут все необходимые документы. ОСАГО в данном случае не активируется, так как по этой страховке возмещаются убытки, нанесённые водителем транспортного средства третьим лицам. «Мы не видим здесь никакой ответственности перевозчиков, наоборот, они являются пострадавшими, и имеют право получить полное возмещение ущерба у гражданского страхования корабля».
Руководитель Департамента транспортных претензий страховой компании "If" Эрнест Голянчик подтверждает, что ОСАГО в данном случае не действует, так как транспортные средства транспортировались. ОСАГО компенсирует убытки, нанесённые во время ДТП, а в данном случае произошёл пожар. По его словам, в случае с паромом “Lisco Gloria”, на компенсацию можно рассчитывать, если транспортное средство застраховано каско страховкой, груз – страховкой груза, включая морские риски. В данном случае у нас есть преимущество – по нашим стандартным условиям, каско страховка действует и в тех случаях, когда транспортное средство находится на корабле.
На сегодняшний день “DFDS Lisco” проводит расследование для установления причин пожара, после чего будет принято решение о возмещении убытков в законом установленном порядке. Компания, стараясь сэкономить время перевозчиков и пассажиров, собирает данные о нанесённом вреде. Как только будет принято решение о его возмещении, все пострадавшие будут немедленно об этом информированы.
 
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Криминал / аварии

Driver talking by mobile phone while sitting in cabin of big modern truck

У еще одной литовской компании проблемы с водителями?

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Rosteka» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию. Комментарий (на литовском языке) ниже.

2024-12-27 61
0
hoptrans

О конфликте HOPTRANS с водителем

Недавно в СМИ появилась информация об остром конфликте между транспортной компанией HOPTRANS и водителем из Таджикистана (историю можно найти — здесь и здесь). Компанию обвиняют в обращении с водителем как с рабом и в принуждении его нарушать закон. Но в таких случаях важно услышать все стороны. Поэтому мы попросили HOPTRANS прокомментировать ситуацию. Комментарий ниже.

2024-10-14 267
1
cargo_theft.5bf5982f59f4e

Транспортные кражи — в каких странах Европы ситуация хуже всего? (плюс руководство для водителей)

Проблема ограблений в транспортном секторе в последнее время обострилась. Согласно данным TAPA, в 2023 г. в ЕС произошло более 8 тыс. транспортных краж — то есть, в среднем 23 случая в день (в первом квартале 2024 г. количество краж в день увеличилось до 29).

2024-07-10 132
0