Уроки кризиса: наступят ли банки на те же грабли дважды?
Война экономических санкций, сопровождающая все более усиливающееся противостояние между Россией и Западными странами, заставляет литовские предприятия пересматривать свои планы, а политиков — обсуждать меры помощи предпринимательству. Министр социальной защиты и труда Альгиманта Пабединскене заговорила о льготах в расчетах с Правлением Фонда государственного социального страхования («Sodra»), которые должны помочь на предприятиях, работавших с Россией, сохранить рабочие места. Однако транспортники уверяют, что гораздо важнее, как в этой ситуации поведут себя банки.
Цунами увольнений не будет?
На прошлой неделе о возможных увольнениях сотрудников заговорило предприятие по международным перевозкам «Hofa». Компания, работавшая в сфере перевозок продуктов питания из Европы в Россию, предупреждения об увольнении вручила 210 своих сотрудников. Но руководитель «Hofa», Дайнюс Друтейка, признает, что этот шаг еще не означает, что именно такое число сотрудников на самом деле окажется на улице. Предприятие просто «застраховалось» на тот случай, если в ближайшее время не будет найден выход из создавшейся ситуации.
В последнее время стратеги транспортных компаний сетовали на нехватку профессиональных водителей-«международников». Поэтому было бы странно, если проблемы с одним рынком заставили их прибегнуть к радикальным мерам. Беседовавшие с нами перевозчики уверяли, что опыт и профессиональная зрелость водителей в транспорте особенно важны. Поэтому если штат сотрудников и будет сокращаться, то скорее всего, такое сокращение будет похоже на своего рода «генеральную уборку», но не на массовые увольнения.
Перевозчики порадовались тому, что о помощи в амортизации создавшихся проблем заговорили и политики. Министр социальной защиты и труда Альгиманта Пабединскене на встрече с директором «Sodra» Миндаугасом Синкявичюсом обсудила , как и какие условия работы облегчить тем предприятиям, которые почувствовали на себе последствия российского эмбарго. В настоящее время рассматривается три направления помощи, которые помогут предприятиям накопить больше оборотных средств и сохранить рабочие места.
В первую очередь намечается сокращение количества и сроков бюрократических процедур, связанных с рассмотрением задолженностей «Sodra» и отсрочкой платежей до 350 тыс. литов (около 100 тыс.евро). Решение этих вопросов планируется передать территориальным подразделениям. Во-вторых — предприятия, пострадавшие от объявленного Россией эмбарго, планируется освободить от уплаты пени в пользу «Sodra». Кроме того, в отношении предприятий, которые на себе почувствовали влияние российских экономических санкций, планируется снизить проценты за вовремя неоплаченные платежи, пеню и штрафы, а также пересмотреть сроки выплаты таких долгов. В ближайшее время в Правительство и Сейм должны поступить все необходимые поправки к законодательным актам, а предусмотренные меры, как ожидается, можно будет применять уже в октябре.
Банкиры «мыльного пузыря» не видят
Стасис Кропас, президент Ассоциации литовских банков, оценивая ситуацию с точки зрения финансовых институций, сказал, что делать далеко идущие выводы еще рано. В тоже время он сомневается, может ли история повториться.
«Во-первых, в настоящее время портфель лизинговых услуг составляет примерно 60 проц. от уровня тех же услуг в 2007 году, когда парк тяжеловесных транспортных средств расширялся стихийно, а банкиры такое расширение в своем роде поощряли. Сейчас все ведут себя гораздо рациональнее. Кроме того, значительная часть транспортников работает без прямых связей с российским рынком, поэтому масштаб проблем будет существенно меньше. Те, у кого возникнут финансовые проблемы, смогут воспользоваться помощью специальных фондов для того, чтобы выплатить проценты. В общем, банкиры в этой ситуации рискуют намного больше, потому что перевозчики свои тягачи и полуприцепы приобретают в аренду», —делился мыслями С. Кропас.
С другой стороны, руководитель ассоциации отметил, что предприниматели должны очень серьезно поработать над моделированием ситуации и предвидением всевозможных сценариев в будущем. Надеяться на изменения и отмену всевозможных ограничений на российском рынке в скором времени не следует, так как в последнее время никаких структурных реформ на этом рынке не было. Если говорить точнее — причиной невоплощенных в жизнь декларируемых стремлений стали бюрократия, коррупция, отсутствие транспарентности и другие похожие вещи. Если Китай, когда стал членом Всемирной торговой организации (ВТО), получил огромный импульс к дальнейшему развитию, то в России ничего подобного не произошло. И не случайно Россия сейчас не соблюдает никакие правила международной «игры».
О том, что в данное время ситуация несколько иная, чем 5 – 6 лет тому назад, говорит и Гедре Гечяускене, директор Департамента финансовых рынков филиала «Danske Bank» в Литве.
«В то время рынок лизинговых услуг потерпел серьезное сотрясение. Даже после того, как экономика стала оживать, лизинговые компании вели себя намного осторожнее — кредитные ограничения оставались еще некоторое время. Если говорить откровенно, реальные изменения в этой сфере стали заметны совсем недавно. Сейчас на рынке лизинговых услуг появляются и довольно значительные сделки, когда транспортные предприятия приобретают в аренду десятки грузовых автомобилей. В течение последних пяти лет такие вещи не наблюдались по двум причинам: консервативной банковской политики с одной стороны, и более ответственного подхода к расширению деятельности предприятий перевозчиков — с другой», — утверждает Г. Гечяускене.
Другой важный момент, настраивающий на оптимистичную волну, тот, что санкции касаются лишь незначительной доли экспорта. Если точнее — экспорт литовских продуктов питания в Россию составляет примерно 20 проц. всей торговли Литвы в этом направлении. Если в 2013 году в Россию из Литвы было отправлено товаров на 16 млрд литов, то продукты питания в этом объеме составили примерно 4,5 млрд литов. Это не мелочь, но в тоже время не все продукты питания попали в «черный список». Еще одно исключение — 80 проц. от упомянутой суммы составляет реэкспорт.
«Понятно, что перевозчики везут не только литовские, но и побывавшие на литовских логистических терминалах западные продукты, поэтому они экономические санкции чувствуют несколько сильнее, чем предприниматели других отраслей. И все же в данное время нет повода драматизировать ситуацию», — говорит Г. Гечяускене.
По мнению эксперта по макроэкономике, было бы гораздо хуже, если бы Россию охватила глубокая рецессия. С другой стороны, это был бы не конец света, а дополнительный отрицательный фактор, заставляющий перевозчиков более ответственно планировать свою деятельность.
Перевозчики урок изучили
В свою очередь президент ассоциации «Linava» Альгимантас Кондрусявичюс надеялся, что банки и лизинговые компании не будут вести себя так радикально, как делали это в 2008 году.
«Следует признать, что представители финансового мира и перевозчики выучили уроки российского кризиса. В настоящее время одни стараются не поддаваться соблазну вкладывать средства в приобретение новой техники, другие не раздают во все стороны кредиты, и под 5 проц. первичного взноса не позволяют вновь созданной компании приобрести 20 грузовых автомобилей. В прошлый раз основная проблема состояла в том, что с началом экономического упадка банки заняли совсем противоположную позицию и вообще прекратили какое-либо финансирование. В погоне за однодневной выгодой банки иногда “губили“ даже честно работавшие и искавшие выход из кризиса предприятия. Они в массовом порядке отбирали у предприятий автомобили и продавали их на других, менее подвергнутых кризису, рынках. Такое поведение было некорректным», — говорил А. Кондрусявичюс.
Между прочим, если в 2008 году на предприятиях литовских перевозчиков в международном направлении грузоперевозок было «трудоустроено» 27 000 грузовых автомобилей, то несколько лет спустя эта цифра упала до 21 000.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.