Лабиринты в должностных определениях транспортной области
Ищем менеджера по логистике. Требуется менеджер по экспедированию грузов. Предлагаем работу менеджеру по транспорту. Такими и подобными объявлениями транспортные предприятия привлекают своих потенциальных сотрудников для работы с водителями, перевозчиками или грузами. Но почему одни под менеджером по транспорту подразумевают того, кто работает с водителями, а другие — того, кто работает с перевозчиками и клиентами? В чем разница определений этих должностей, и есть ли она вообще?
Дефицит работников
По данным Департамента статистики, в первом квартале текущего года в транспортном секторе, включая складскую деятельность, было занято 98 700 трудоспособных жителей Литвы. Эту цифру превышает лишь число людей, работающих в сельском хозяйстве, лесной, рыбной и перерабатывающей промышленности, оптовой и розничной торговле, и в сфере образования. Несмотря на то, что число людей, работающих в транспортной и складской отрасли, сократилось на 1,2 проц. (в сравнении с первым кварталом 2013 года), транспорт продолжает оставаться одной из наиболее привлекательных для работы областей.
Сайты по трудоустройству полны объявлений о вакансиях для тех, кто хочет устроиться на работу в транспортной сфере. В начале этой недели на сайте www.cvonline.lt, в разделе «Транспорт и логистика», было размещено 205 объявлений. На сайте www.cv.lt объявлений было еще больше — 445. На официальном сайте Биржи труда можно было ознакомиться с 1000 предложений о работе в сфере транспорта и связи. Правда, основную часть предложений составили вакансии для водителей.
Названия одинаковые — критерии разные
Кто хочет выполнять конкретную работу, например, работать с привлеченными перевозчиками, перевозящими грузы клиентов компании, должны обращать внимание на содержание объявления, а не на его название. К примеру, одна литовская транспортная компания ищет менеджера по транспорту, в обязанности которого входит организация, распределение и управление рабочим временем водителей и транспорта, учет рабочего времени, общение с клиентами.
В тоже время другая компания, которой требуется менеджер по транспорту, утверждает, что в обязанности сотрудника войдет организация грузоперевозок и логистических услуг, организация обработки грузов на терминале и таможенном складе, организация оформления таможенных процедур и вывоза грузов с терминала.
Третье предприятие, которое ищет менеджера по перевозкам полных грузов, утверждает, что этот сотрудник будет ответственным за «организацию и контроль перевозок полных грузов по маршруту ЕС – Литва – СНГ, поиск транспортных средств, работу с существующими клиентами». Еще одна компания утверждает, что в обязанности ее сотрудника войдет не только организация перевозок и поиск транспортных средств, но также и поиск новых клиентов.
Обязанности менеджера по экспедированию грузов в объявлениях по трудоустройству также определяются по-разному. Так, в одном из объявлений, говорится, что будущий менеджер будет ответственным за поиск перевозчиков и клиентов, он должен будет вести переговоры о сотрудничестве, а также должен будет контролировать движение транспортных средств. В тоже время в другом объявлении такие обязанности предписываются специалисту по логистике.
Некоторым предприятиям требуется менеджер по экспедированию грузов, который будет заниматься поиском транспортных предприятий, способных предоставить услуги по перевозке грузов группы компаний, и покупкой таких услуг. Есть предприятия, которые надеются, что менеджер по экспедированию грузов будет заниматься поиском новых клиентов (это должно быть его основной обязанностью), работать с уже существующими клиентами и заниматься организацией грузоперевозок.
Разницы – никакой?
Как cargonews.lt говорил Дарюс Базарас, доцент Вильнюсского технического университета имени Гедиминаса (VGTU), различия в определениях штатных обязанностей менеджера по транспорту, логистике или экспедированию грузов довольно незначительные. Но, как говорится, кто во что горазд. Эксперт согласен, что путаница в определениях должностей и применении их названий на самом деле существует, поэтому надо задать вопрос, почему так происходит.
„Систематизированием этой терминологии никто не занимается. Само определение логистики тоже проблема. Существует множество учебников, в которых представлены самые различные определения и интерпретации слова “логистика“», — признает доц. Д. Базарас.
Специалист говорил, что на своих лекциях и занятиях он приводит определение, одобренное Международной ассоциацией менеджеров по логистике, согласно которому, логистика — это «совокупность мер, обеспечивающих процесс управления и контроля над материальными и информационными потоками от их изначального источника до конечного получателя».
«Проще говоря, это все меры, которые способствуют передвижению и сохранности материального и информационного потока», — говорит доц. Д. Базарас.
То, что в Литве все еще существует путаница в определениях, признает и Таутгинас Санкаускас, президент Ассоциации литовских экспедиторов и логистов «Lineka».
« Создавшуюся путаницу можно объяснить отсутствием единого определения логистики. По мнению коллег нашей организации, логистика — это наука о процессах, которые связаны с перевозкой, складированием, распределением товаров и поставками сырья. Это также и управление цепочкой поставок, которое, кроме всего прочего, охватывает сбор платежей и уплату налогов», — мыслями о теории логистики делился Т.Санкаускас.
Собеседник согласился с мыслью доц. Д. Базараса о том, что существенной разницы между менеджером по транспорту и менеджером по экспедированию грузов нет. Оба собеседника сходятся во мнении, что логистика — более широкое понятие.
«Если мы возьмем экспедирование, транспортировку и логистику, и попытаемся разграничить эти понятия, то увидим, что логистика включает в себя и экспедирование, и транспортировку. Поэтому когда появляются объявления, в которых говорится о востребованности менеджера по логистике, транспорту, экспедированию грузов или продажам транспортных услуг, нужно внимательно разобраться, с какой спецификой или специализацией будет связана работа», — рассказывал доц. Д. Базарас.
По его мнению, человека, чья работа связана только с подбором транспорта, организацией и управлением перевозками, можно отнести к менеджерам по транспорту, а если его работа связана с поиском перевозчиков, консолидацией грузов и увеличением грузооборота — скорее всего, он менеджер по экспедированию грузов.
«Если в обязанности сотрудника входит подбор машин, планирование маршрутов, поиск и консолидация грузов, управление складскими услугами — его следует называть менеджером по логистике», — комментируя должностные тонкости говорит ученый VGTU.
Экспедитор — он же водитель?
С другой стороны, идут дискуссии, нужно ли вообще четко разграничить определения менеджеров по транспорту, логистике и экспедированию грузов. Т. Санкаускас утверждает, что это сделать необходимо.
«В свое время никто не задумался о путанице в определениях, в первую очередь, с научной точки зрения. А жизнь эту мысль опередила. Например, уже нужна более четкая статистическая классификация деятельностей. Рядом с названием “экспедирование“ появляется название “другая деятельность транспортных агентств“. Не уточняется, какая это деятельность, поэтому статистический классификатор просто отстает от жизни», — о путанице в определениях и необходимости их регулирования говорит Т. Санкаускас.
Он привел пример, как некоторые перевозчики еще со старых времен руководствуются понятием, что экспедитор — это водитель, сопровождающий груз.
«Он сопровождает груз на основании доверенности грузовладельца. Но жизнь не стоит на месте, и такое определение давно устарело, потому что появились предприятия, которые за вверенный им груз несут ответственность как перед перевозчиком, так и перед грузоотправителем», — утверждает Т. Санкаускас.
По его словам, единая терминология помогает в работе, особенно тогда, когда речь идет об интермодальных перевозках. Д. Базарас согласен, что в публичном пространстве о сути понятия «логистика» говорится все еще недостаточно, а многиx это определение привлекает просто как модное название.
«В большинстве случаев термин “логистика“ звучит как красивое и привлекательное волшебное слово. Многим кажется, что назвать компанию “транспортной“ — это одно, а назвать “логистической“ — совсем другое, звучит красивее. Как бы там ни было, “расставить точки над i“, т.е. договориться об определениях, их систематизировать и утвердить, возможно, даже необходимо с юридической точки зрения», — говорил доц. Д. Базарас.
Остается надеяться, что различные рабочие группы по подготовке законодательных актов, связанных с транспортной деятельностью, употребляемую терминологию в них включат, а ученые более пристально рассмотрят эту тему в публичном пространстве.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.