Как выбрать надежного экспедитора (Часть 2)

foto 444

Ранее была опубликована первая часть статьи «Как выбрать надежного экспедитора». В ней обсуждались способы, которые могут использовать перевозчики для проверки надежности экспедиторов. Во второй части статьи описываются риски, которым подвергаются сами экспедиторы, а также методы их страхования.

Риски экспедиторов и страхование в литовских компаниях

Для тогочтобы избежать убытков из-за своих ошибок или ошибок нанятого перевозчика, экспедиторским предприятиям предлагается страхование экспедиторской ответственности. Как утверждает Марите Грикинене, представитель компании страховых брокеров «Aon Baltic», этот вид страхования защищает экспедиторов не только от потери клиентов в случае недостаточности страховой защиты перевозчика, но даже, в некоторых случаях, от банкротства. Однако обратите внимание, что не все компании, страхующие экспедиторскую ответственность, предлагают идентичный объем страхования.

Рассмотрим условия страхования, которые предлагают некоторые страховые компании, действующие в Литве.

Страховая компания «Lietuvos draudimas» предлагает четыре основных варианта страховой защиты для экспедиторов, охватывающие следующие риски:

А) ответственность за экспедируемый груз, когда экспедитор производит такие действия: упаковка и переупаковка груза; проверка количества и веса груза; погрузка и разгрузка; складирование груза до 30 суток.

Б) ответственность за убытки заказчика, возникшие из-за ошибок и небрежности экспедитора: нарушение термина доставки груза (доставив его с опозданием); доставка груза по иному, нежели указанный в накладной, адресу; несвоевременная или неправильная подготовка документов груза.

В) ответственность за ущерб, нанесенный перевозимым грузом.

Г) ответственность экспедитора за полуприцепы, прицепы и контейнеры, которые он получил на временное хранение.

Похожий объем рисков страхуют и другие компании, действующие в Литве и предлагающие страхование экспедиторов — «Gjensidige», «If P&C Insurance AS».

Обратите внимание, что обычно не страхуется ответственность экспедитора за ущерб, нанесенный грузу перевозчиком. Исключение составляет только компания «Ergo SE», которая предлагает вариант страхования, охватывающий не только ответственность экспедитора за свои собственные ошибки, но и за сохранность груза, т.е. возможные ошибки или преднамеренные действия перевозчика.

По мнению же самих опрошенных экспедиторов, самый большой риск для них составляют именно убытки по вине перевозчиков, повреждение или уничтожение груза. Особенно большой ущерб, конечно, наносят преступные группировки, которые под видом транспортных компаний берут груз якобы для перевозки, а затем «исчезают». Некоторые брокеры, представляющие зарубежные страховые компании, высказывают мнение, что литовские страховщики избегают страховать такие риски экспедиторов из-за большого размера потенциальных выплат.

Страхование экспедиторов в иностранных страховых компаниях

Представитель брокерской компании М. Грикинене подтверждает, что немалая часть клиентов их компании — экспедиторских фирм — страхуют свою деятельность в иностранных страховых компаниях. Одна из основных причин, влияющих на такой выбор — более обширная страховая защита. А Арунас Разюнас, руководитель Отдела коммерческого риска страховой компании «Lietuvos draudimas», называет преимущества литовской страховой компании: процесс урегулирования ущербов проводится на литовском языке, отношения страхователя и страховщика регулируются на основании законодательства Литвы. Кроме того, при необходимости фирма сможет прибегнуть к услугам институций, контролирующих страховую деятельность, если будет считать, что страховщик отстаивает его интересы недолжным образом.

Компания страховых брокеров «Aon Baltic» предлагает клиентам услуги литовских страховых компаний и таких зарубежных фирм, как «TT club», «Kiln group», а также собственный продукт, который «Aon Baltic» разработала совместно со своими голландскими коллегами. По мнению Линаса Пикшриса, руководителя проектов «Aon Baltic», данный продукт не имеет аналогов по полноте покрываемых рисковкак в Литве, так и за рубежом.

Сравним некоторые условия страхования экспедиторов в литовских и зарубежных страховых компаниях:

Условие \ СтраховщикПродукт компании «Aon»«Ergo SE»«TT Club»
Страхуется и деятельность субконтрактеров (наемных перевозчиков)ДаДа. Страховка действительна для первого перевозчика. Он должен иметь полис CMRДа. Перевозчик обязан иметь полис CMR с требованиями «TT Club»
Лимит выплаты при краже грузаНетЕстьЕсть
Лимит суммы выплат за год страхованияНет500 000 Евро500 000 Евро
Франшиза при кражеСтандартная, как и при других происшествиях10%, но не менее 1500 ЕвроСтандартная, как и при других происшествиях
Страхование происшествия из-за большой неосторожности/преднамеренности/опьяненияВключеноВключено для 1 происшествия, если отдельно договорено со страховщикомВключено для 1 происшествия
Лимит выплат при большой неосторожности/преднамеренности/опьяненииНетЕстьЕсть при преднамеренности и опьянении
Территория действияВесь мирЕвропа, кроме Боснии, Хорватии, Черногории, Сербии, Турции, стран СНГЕвропа и СНГ, кроме Абхазии, Чечни, Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Нагорного Карабаха, Осетии, Таджикистана.
Обязательно ли оставлять транспорт на охраняемых стоянкахНеобязательноОбязательно оставлять транспорт только на охраняемых стоянках, возле стационарных полицейских постов, на освещенных и охраняемых бензоколонкахОбязательно оставлять транспорт только на охраняемых стоянках, если перевозятся грузы с повышенным риском. В других случаях есть лимит для одного происшествия на протяжении всего действия договора

Как видим, каждый экспедитор может найти страховку, которая наилучшим образом будет соответствовать его потребностям.

Стоимость страхования экспедитора

Говоря о ценах, Л. Пикшрис привел несколько примеров. Основным фактором, влияющим на стоимость экспедиторской страховки, является оборот компании. Далее оцениваются и другие факторы (такие, как страховая история фирмы, планируемые грузы и т.п.). Страхование экспедиторской компании, оборот которой составляет 10 000 000 Лт, в зарубежных компаниях «ТТ club», «Kiln group», страхование ее собственным продуктом «Aon Baltic», стоит около 10 000 Евро на год. Для маленьких фирм, оборот которых составляет до 1 000 000 Лт, страховка в перечисленных компаниях стоит 4 000 — 5 000 Евро на год.

Сложно сравнивать эти цены с предложениями литовских компаний, поскольку достаточно сильно отличается сам страховой продукт. Стоимость страховки в «Lietuvos draudimas», в зависимости от выбранного варианта, колеблется от 300 до 5 000 Лт. Минимальная стоимость экспедиторской страховки, охватывающей и деятельность наемных перевозчиков, в компании «Ergo SE» составляет около 3 000 Лт.

При работе с иностранными страховщиками возникает опасение, касающееся языкового барьера, ведь как при выборе подходящих экспедитору условий, так и при администрировании страхового происшествия очень важно взаимное понимание партнеров. Л. Пикшрис заверил, что при работе с компаниями, которые они представляют, языковой проблемы не возникает, поскольку «Kiln group» передает администрирование брокеру (в данном случае, специалистам «Aon Baltic»); «TT club» работает через представительство в Москве, сотрудники которого говорят на английском или русском; а собственный продукт сотрудники «Aon Baltic», конечно, администрируют сами.

Отвечая на вопрос, заданный в названии этой статьи, рекомендуется перед началом работы с новым экспедитором не только проверить данные этой фирмы, о которых мы говорили в первой части статьи, но и поинтересоваться, каким страхованием застрахована ответственность экспедитора. Кроме большей безопасности это означает и серьезный подход экспедитора к своему делу, имиджу компании и ее долгосрочные планы деятельности. Однако ни один из перевозчиков, с которыми велась беседа, не сталкивался с экспедиторами, имеющими такое страхование — хотя страховщики утверждают, что этот вид страхования становится все более популярным.

В заключение хотелось бы сказать, что большинство как экспедиторов, так и перевозчиков — это честные и ответственные компании. Для того чтобы выбрать именно таких партнеров, необходимо потратить время на оценку рисков и принятие предохранительных мер, изложенных в этой статье. Список мер не конечный – практика заставляет участников рынка находить все новые средства для защиты своих интересов. О них мы продолжим рассказ в следующих статьях.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 392
0