Экспедитор без страхования гражданской ответственности — более высокий риск?

dreamstime_6472738

Сегодня на рынке транспортных услуг работает большое количество экспедиционных компаний. Нередко возникает опасение, что новое и неизвестное предприятие может быть фиктивным. По словам экспертов, одним из гарантов надежности компании может быть страхование гражданской ответственности экспедитора. Как правило, таким типом страховой защиты пользуются крупные экспедиционные предприятия. Все чаще такими страховками обзаводятся и небольшие предприятия, так как этого от них требуют деловые партнеры.

Застрахованные экспедиторы — более надежны

Страхование ответственности экспедитора является дополнительной гарантией для грузовладельца или заказчика. Этим страховым полисом страхуется ответственность предприятия, предоставляющего экспедиторские услуги. Если по причине невыполненных или выполненных ненадлежащим образом обязательств экспедитора наносится ущерб грузу, риск экспедитора, ответственность которого застрахована, становится минимальным. Убытки, понесенные в результате причиненного грузу ущерба, возмещает страховая компания.

В зависимости от конкретных условий страхования, нужно выделить два вида страхования ответственности экспедитора. В первом случае страховщик выплачивает страховое возмещение только за ненадлежащие действия самого экспедитора (неверно заполненные документы, не переданные инструкции и т.д.), но не возмещает ущерба за действия перевозчика (ДТП, кража и т.д.) Например, в том случае, если груз был доставлен по неверному адресу и нужна дополнительная перевозка. Хотя ущерб грузу не причинен, но есть потери, связанные с организацией дополнительной перевозки. Страховка эти потери покроет.

Во втором случае страховая защита более обширная. Страховщик возмещает ущерб потерпевшей стороны, возникший по вине перевозчика. Суть такого вида страхования — перенести ответственность с экспедитора на страховщика. Этот вид страхования возмещает клиенту ущерб, нанесенный вследствие действий самого экспедитора или перевозчика в случае повреждения, потери груза, задержки в доставке груза и тому подобное.

Согласно этому виду страхования, страховые выплаты чаще всего покрывают ущерб, нанесенный грузу в процессе погрузки, разгрузки, во время ДТП, пожара, а также в случае кражи груза во время его перевозки. Иногда возникает ущерб другого характера — например, когда экспедитор передает перевозчикам неверную информацию об адресе доставки, температурном режиме груза.

Адвокат Реда Алексинайте говорит, что страхование гражданской ответственности экспедитора может расцениваться как дополнительная гарантия надежности экспедитора в отношении клиента. Однако на отношения экспедитора и перевозчика это страхование влияет лишь косвенно. При наличии такой страховки экспедитор может предотвратить ухудшение своего финансового положения, так как ему не придется покрывать нанесенный клиенту ущерб. Но этот вид страхования не охватывает ответственность экспедитора перед перевозчиком за неоплаченные услуги перевозки.

По словам страховщиков, те предприятия, которые страхуют свою деятельность этим видом страхования, чаще всего заинтересованы в долгосрочности своего бизнеса и стремятся защитить не только себя, но также и своих партнеров. Таким образом, страхование ответственности выражает отношение предприятия к бизнесу и партнерам. Однако наличие страхового полиса не отражает добросовестности предприятия, его финансовой стабильности или компетенции.

От чего зависит цена страховки и сумма выплаты?

Стоимость страхования ответственности экспедиторов рассчитывается индивидуально для каждого предприятия. Принимается во внимание характер и объем деятельности, компетенция, статистика причиненных ущербов, опыт сотрудников, тип перевозок и т.д. Величина страхового взноса зависит и от того, на какую сумму и объем страхового риска клиент желает застраховаться.

Например, в компании ERGO возможны 2 варианта страхования ответственности экспедиторов, а страховые взносы по ним отличаются. Ежегодный страховой взнос зависит от разных факторов, и может варьировать от 3 до 8 тысяч литов за вариант «Basic» (он предусматривает ответственность за ошибки экспедитора). За вариант «Extra», который предусматривает страхование ответственности следующего перевозчика, ежегодный страховой взнос варьирует еще больше — от 0,1% до 2% годового дохода (иногда и более).

Величина страхового возмещения зависит от суммы страхования. Чаще всего сумма страхования колеблется от 100 литов до 500 тысяч евро, следовательно, в этих пределах возможны и максимальные выплаты.

Величина страхового возмещения рассчитывается также в соответствии с видом транспорта, на котором перевозится груз. Деятельность каждого вида транспорта регламентируют различные законодательные акты, поэтому ответственность определяется на основании этих законодательных актов. Например, работу дорожного транспорта регулирует CMR Конвенция, работу морского и речного транспорта — правила Гаага- Висби, работу воздушного транспорта — Варшавская конвенция и Монреальский протокол, и т.д. Таким образом, страховая выплата за потерю или повреждение груза рассчитывается в соответствии с указанными законодательными актами. Между тем ответственность за ошибки — например, неправильно указанный адрес доставки груза — приравнивается величине дополнительных расходов.

Страхование становится все более популярным

По мнению экспертов, страхование ответственности экспедиторов становится все более популярным.

Мигле Рудинске, старший эксперт по страхованию грузов европейской компании «ERGO Insurance» в Литве, говорит, что число запросов растет каждый год, а количество заключенных договор растет очень последовательно. За последние 2 года число заключенных договоров выросло на 23%. Страхуются разные предприятия — мелкие, средние, очень крупные. У каждого предприятия есть свои причины. Одни страхуются потому, что страховку требуют заказчики и перевозчики, другие страхуются для того, чтобы защитить себя от риска в бизнесе. Выбор страхового варианта очень зависит от потребностей предприятия. Большинство экспедиторов — особенно те, кто экспедируют грузы автотранспортом — должны выбирать более обширный вариант страхования, охватывающий ответственность за перевозчика.

Руководитель Отдела коммерческих рисков компании «Lietuvos draudimas» Арунас Разюнас говорит, что у экспедитора всегда есть возможность выбора. По его словам, некоторые мелкие экспедиторы организуют перевозки, не имея складов, транспортного предприятия или хотя бы соответствующего транспорта. «Часто они предоставляют свои услуги другим экспедиторским предприятиям, занимаясь поиском перевозчиков и так далее. Основным риском таких предприятий являются именно ошибки в заполнении накладных и других грузодокументов, а не нанесенный грузу ущерб. Для таких экспедиторов очень актуальна страховая защита от финансовых потерь. Для экспедиторов, у которых есть склады, вместе с тем актуальна и та часть страховой защиты, которая охватывает ущерб грузу, так как такие экспедиторы, наряду с экспедиторскими услугами, предоставляют услуги по упаковке, маркировке и складированию грузов».

Для серьезных предприятий страхование необходимо

Президент Литовской национальной ассоциации экспедиторов и логистов «Lineka» Таутгинас Санкаускас считает, что серьезным экспедиторским предприятиям страхование гражданской ответственности просто необходимо. «Далеко не все страховщики могут предложить такое страхование, поэтому мы общаемся не только с литовскими страховыми компаниями. С точки зрения надежности…. Одним надежным кажется предприятие, у которого в резерве 10 тысяч литов, другим — у которого в резерве 100 тысяч. Нужно оценивать общее состояние предприятий экспедиционно-логистического сектора. После финансовых трудностей 2008 года, предприятия, которые серьезно занимаются экспедированием, в течение 2-3 лет вели свою деятельность за счет резерва оборотных средств. Это надежные предприятия. А если говорить о предприятиях, которые очень часто обсуждают перевозчики, т.е. о «комнатных» компаниях, то могу сказать, что надо посмотреть и в свой огород. Отлично понимаю, что и перевозчики бывают разные. Думаю, экспедиторскую деятельность ограничивать нельзя, как бы того не хотели некоторые перевозчики», — говорит он.

Мечисловас Атрошкявичюс, вице президент ассоциации «Linava», говорит, что экспедиционные компании иногда выполняют только роль посредника между клиентом и перевозчиком. Он согласен с тем, что застрахованный экспедитор выглядит более надежным, однако добавляет: «Экспедиторы заключают договора с клиентами, как будто они сами являются перевозчиками. Они занимаются деятельностью, не имея лицензий и нужной квалификации. Я считаю, что если бы экспедиторским компаниям было бы сложнее войти на рынок, они ценили бы свое имя».

Нового партнера всегда нужно проверять. Адвокат Р. Алексинайте советует: «Самый аффективный совет – превенция. Странно, но мы постоянно сталкиваемся с ситуацией, когда после подписания договора о перевозке и начала работы, перевозчик вдруг узнает, что в интернете о партнере есть немало отрицательных отзывов, информации о долгах, судах и т. п. Всего этого можно было бы избежать, если бы договоры заключались более внимательно, а перевозчики активно делились бы информацией о просроченных платежах».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 392
0