Необходимых специалистов транспортники будут подготавливать сами?

online-learning-800x432

В Литве разговоры о нехватке водителей дальних рейсов идут уже давно. Сейчас представители транспортного сектора говорят о том, что начинает не хватать и специалистов, работающих в офисе — экспедиторов и менеджеров по транспорту. Высшие учебные заведения готовят этих специалистов, но транспортники недовольны их подготовкой к реальной работе.

Какие специалисты нужны транспортным компаниям?

Сигитас Жилюс, ответственный секретарь Ассоциации мелких и средних перевозчиков, недоволен тем, как высшие учебные заведения подготавливают специалистов к условиям рынка. Кроме того, по мнению собеседника, нехватка этих специалистов принимает массовый характер: «Через Литву проходит транспортный «коридор». Требуются специалисты для управления этим «коридором», иначе говоря — экспедиторы. Эти люди работают с грузовыми и транспортными потоками. В подготовке этих специалистов виден большой пробел. По моим данным, этих специалистов готовят только коллегии. В данное время в Литве насчитывается около 3 – 4 тысяч транспортных предприятий и похожее число экспедиторских компаний. Большинству предприятий сотрудников не хватает. Требуются специалисты, знающие не только английский или русский язык. Проблема состоит в том, что подготовка таких специалистов сложная и дорогостоящая, потому их и не хватает».

Таутгинас Санкаускас, президент Литовской национальной ассоциации экспедиторов «Lineka», согласен с тем, что проблема существует, а вопрос обучения сотрудника приходится решать самому работодателю. Учебные заведения пока не выпускают подходящих специалистов: «То, что есть специальности с красивыми названиями – прекрасно. Вопрос в том, какой уровень подготовки этих специалистов. Он мог бы быть лучше. Впоследствии предприятия сами подготавливают своих специалистов».

С. Жилюс рассказал, как сегодня проходит трудоустройство экспедитора или менеджера по транспорту: «Мы, как и большинство других, принимаем на работу человека, который знает нужный язык и которого можно чему-то научить. Мы можем его подготовить за год».

«Существуют программы обучения, по которым можно подготовить специалистов в течение 4-6 месяцев. Для начала работы достаточно иметь минимальные теоретические знания и практические навыки. Нам надо, чтобы принятый на работу сотрудник умел пользоваться техническими и компьютерными ресурсами, умел работать со специальными программами, средствами навигации», – добавляет С. Жилюс.

Почему нет квалифицированных сотрудников?

Представители транспорта, с которыми мы беседовали, согласны с тем, что самой серьезной проблемой является то, что новый сотрудник не знает, как и с чего начать работу. Очевидно, что им не хватает практики. Учебные программы не соответствуют потребностям современного бизнеса.

Т. Санкаускас отмечает, что подготовка специалистов является проблемой не только высших учебных заведений, но и бизнеса: «Порядок проведения практики в плане содержания и ожидаемой от нее пользы должен быть другим. Я агитирую транспортные предприятия активнее участвовать в этом процессе. Они сами должны общаться с учебными заведениями, помогать им в подготовке учебных программ, принимать участие в процессе обучения. У нас всего этого пока нет. Уровень знаний и познания должен быть таким, чтобы предприятие могло сразу «лепить» из такого человека своего сотрудника».

«Приходилось посещать одну коллегию, которая готовит специалистов по логистике. На мой взгляд, ее программа обучения не соответствует даже минимальным требованиям современного бизнеса. Я удивлен тому, что кто-то платит за такое обучение. Покупается диплом, а не знания. На диплом сейчас никто не смотрит. Бумага есть, а навыков нет. Они не могут работать самостоятельно. Основная проблема – несоответствие учебных программ современному транспортному бизнесу», – дополняет С. Жилюс.

Что нужно изменить?

Руководитель «Lineka» отмечает, что иногда представители учебных заведений, сотрудничающие с бизнесом, переусердствуют: «Во-первых, учебное заведение должно каким-то образом — через стажировки, или другими путями — лучше узнать бизнес. Мы получаем запросы, ориентированные на рассмотрение наших коммерческих тайн. В таких случаях наша реакция бывает отрицательной».

С. Жилюс предлагает не забывать идею, предложенную Президентом Литвы Далей Грибаускайте: « Обучать человека нужно на рабочем месте, финансировать это обучение должны государственные и европейские фонды. В таком процессе обучения развиваются навыки и возможности человека. Участие работодателя и учебного заведения в этом процессе выгодно для всех. Согласованные с бизнесом программы обучения, при финансовой поддержке государства приносят пользу. На транспортника возлагается много ответственности. Человека надо учить и дать возможность проверить свои знания на практике».

Альтернативное обучение

В транспорте квалифицированных специалистов постоянно не хватает. Поэтому ничего странного в том, что их подготовкой занимаются и различные центры обучения. Хорошо подготовленные программы и сотрудничество с бизнесом могут дать положительный результат.

Вильнюсский центр профессионального обучения в Иерузале, уже проводил подготовку специалистов для транспортного сектора по согласованным с бизнесом программам. Миндаугас Чернюс, директор учреждения, верит в преимущества специализированной подготовки: «Это не то же самое, что высшее образование. Мы предоставляем некоторые отдельные компетенции и думаем, что можем быть полезны транспортным предприятиям, создавая возможность обучения на рабочих местах, сотрудничая с работодателями».

М. Чернюс подчеркивает, что основой обучения является практика: «Наше обучение основывается на практике. В принципе, мы создаем программы для потребностей бизнеса. Мы не стараемся их сочетать с другими программами обучения, а смотрим на то, что придется человеку делать на конкретном рабочем месте. В частности, у нас есть общеподготовительная программа для нескольких рабочих мест, которую позднее дорабатываем до конкретного рабочего места. Не обучаем ничему, что не нужно работодателю».

Собеседник также отмечает, что продолжительность обучения может быть довольно гибкой, и все зависит от времени каждого человека, которое он может уделить обучению: «Были учения, были отзывы. Некоторые вещи меняем, весной, думаю, будет новый «старт». Предполагаемая продолжительность обучений — 3-4 месяца, но все будет зависеть от того, сколько времени будет ему уделяться. Эта программа может продлиться. Часть времени человек может работать и зарабатывать себе зарплату, другую часть может уделить обучению».

Появление альтернативных учебных заведений для университетов и коллегий, готовящих специалистов, оставляет надежду на то, что эти учебные заведения подготовят хороших и подходящих для транспортного сектора специалистов. Чувство конкуренции должно заставить высшие учебные заведения встряхнуться, а это пойдет всем на пользу. Транспортный сектор не стоит на месте. Он постоянно ищет новые возможности развития. Поэтому нужны новые квалифицированные сотрудники, которые могут стать основной движущей силой всего транспортного сектора.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0