Цель — получить водительское удостоверение

vodila

Что может быть хуже, чем неуправляемый на дороге многотонный тягач? Аварии с участием грузовиков, как правило, бывают трагическими. Большегрузные автомобили нередко становятся смертельной ловушкой для других участников дорожного движения. Беда в том, что в школах вождения будущих водителей тягачей не обучают трудной и ответственной работе, а просто подготавливают к сдаче экзамена на соответствующую водительскую категорию.

Проблемы начинаются ещё при обучении

Директор Центра обучения «Linavа» Освалдас Маникас говорит, что существует немало проблем, связанных с профессиональной подготовкой водителей. По словам собеседника, всё начинается с предварительного обучения, когда водителю выдаётся категория. Во время обучения используются не те транспортные средства, которые реально эксплуатируются в международных перевозках. И хоть большинство тягачей в Литве имеют полуприцепы, в школах вождения проходит обучение на тягачах с прицепами.

Экзамены в «Regitrа» так же проходят на тягачах с прицепами. «Работодателю, нанявшему водителя, приходится его переквалифицировать. Оценивая учебные заведения, мы видим все минусы –это и недостаток компетенции и неподходящие транспортные средства», — говорит О. Маникас.

Член президиума «Linavа» Антанас Качинскас говорит, что улучшение качества обучения во многом зависит от уровня подготовки в школах вождения, однако более острой проблемой является нежелание молодёжи учиться. «Современная молодёжь выбирает более лёгкий путь, потому что знает, что работа водителя-дальнобойщика непростая и очень ответственная. Вождение составляет лишь часть рабочего процесса, всё остальное –  управление. Необходимо знать языки. Это волна, когда люди хотели выехать и увидеть заграницу, уже прошла. Теперь чаще всего на учёбу приходят более взрослые люди, безработные. Пятидесятилетний человек, который никогда не работал на такой работе, уже не сможет так хорошо ей обучиться, его способности не такие хорошие. Каждый работодатель ищет перспективного работника в возрасте от 25 до 45 лет», – говорит он.

Не хватает мотивации

В отчёте «Volvo Trucks» о безопасности на дорогах Европы сообщается, что 90% всех ДТП с участием тягачей полностью или частично происходят по причине человеческого фактора, например, когда один или больше участвовавших в ДТП водителей ведут себя рассеянно или не могут оценить скорость своего транспортного средства.

По словам инструкторов вождения, желая избежать несчастий, необходимо всегда быть начеку. Прогнозирование дорожных ситуаций и ответственность помогают избежать аварий. Неблагоприятные условия движения, усталость, непрогнозируемое поведение других участников дорожного движения приводят к аварийным ситуациям и трагическим несчастьям.

Руководитель школы вождения «ARV-Auto» Валдас Шляпикас рассказал, что обычно у учеников не хватает мотивации для обучения. «Хотелось бы видеть иной подход к этому вопросу со стороны как водителей, так и работодателей. Ученики должны хотеть учиться, но большинство почему-то думает, что курсы совершенно не нужны и это пустая трата времени», – жалуется он.

Собеседник говорит, что на уроках вождения инструкторы стараются обучить будущего водителя управлять транспортным средством в различных ситуациях. «Существует определённая учебная программа. Вождение начинается на стоянке и заканчивается самыми сложными манёврами. Естественно, необходимо получить зачёт. Думаю, что часов практического вождения вполне достаточно. Редко кто платит за дополнительные часы», – рассказывает В. Шляпикас.

Дорого стоит

Тем, кто хочет стать профессиональными водителями, придётся потрясти кошельком.

Директор центра обучения «Linavа» в качестве ещё одной проблемы, препятствующей подготовке водителей, называет высокую стоимость обучения и нехватку государственной помощи. «Чтобы получить соответствующую категорию, включая предварительное и профессиональное обучение, необходимо заплатить от 6 до 8 тыс. литов. Это очень большие расходы для молодого человека», — говорит он.

С ним согласен и В. Шляпикас: «Человек, желающий получить определённую водительскую категорию и профессиональную квалификацию, часто сталкивается с финансовыми проблемами. Для того, чтобы стать профессиональным водителем, необходимо заплатить крупную сумму. Кроме того, мешает само мышление людей, которые думают, что курсы – это ненужная трата денег. Знания для них отходят на второй план».

Государство также финансирует обучение

По данным Биржи труда Литвы (БТЛ), за первый квартал 2013 г. свыше 800 безработных были отправлены на обучение по программе подготовки водителей категории С, СЕ. БТЛ финансировала все расходы на профессиональное обучение, включая курсы, стипендию, расходы на проживание или дорогу. Также лицам, получившим водительские права, было предоставлено финансирование на получение квалификации перевозчиков грузов автомобилями.

Около 97% лиц, получивших водительскую категорию и квалификацию, успешно нашли работу. Чаще всего они отправляются на работу по трёхсторонним договорам профессионального обучения и трудоустройства (биржа труда-безработный-работодатель), согласно которым работодатель обязуется трудоустроить прошедшего обучение лицо на год, лицо – работать у работодателя не менее 6 месяцев, а биржа труда – покрыть все расходы на обучение.

В настоящее время территориальные биржи труда выполняют финансируемый ЕС проект «Поддержка интеграции в трудовой рынок». Кроме того, профессиональное обучение может финансироваться государством, т. е. фондом занятости.

Код «EU 95»

С 10 сентября 2014 г. на правах водителей дальних рейсов должен появиться код «EU 95». О. Маникас говорит, что подготовка водителей по указанному коду не всегда качественная. «Всё было бы хорошо, если бы государственные органы серьёзнее контролировали образовательные заведения и разработали бы стратегию обучения. Теперь контроль за обучением продолжается до тех пор, пока фирма не получает лицензии на обучение водителей дальних рейсов, получает право организовывать курсы. Нередко приходится слышать негативные отзывы фирм о том, что обучение водителей на курсах очень неквалифицированое. Мы и сами это чувствуем. К нам приходят водители, которые уже прошли обучение на этих курсах», — говорит он.

Такого же мнения придерживается директор школы вождения «RV-Auto»: «Чем больше фирм будет предлагать профессиональное обучение водителей, тем сложнее станет контролировать их все. Найдутся те, кто будет заниматься одними формальностями. Думаю, что нужно не только брать деньги и выписывать права, но и учить людей. Мы рассказываем нашим ученикам очень много нового, а после курсов от многих слышим слова благодарности. Каждый узнаёт что-то новое и даже те, кто водят автомобиль не первый год».

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0