Невыплаченные деньги – головная боль водителей
Разногласия между водителями тягачей и их работодателями всё чаще попадают на рассмотрение в суды и комиссию по трудовым спорам. Государственная трудовая инспекция Литвы (ГТИ) получает всё больше жалоб водителей, пострадавших от своих работодателей, не выплативших или не полностью выплативших им зарплату. Случается и такое, что перевозчики подают в суд на водителей, требуя возместить материальный ущерб.
Жалобы направляются в комиссии по трудовым спорам
С начала этого года в силу вступил новый порядок рассмотрения трудовых споров – отныне споры между работниками и работодателями перешли в компетенцию комиссий по трудовым спорам при территориальных отделах ГТИ. «Теперь работникам достаточно написать заявление и подать его территориальному отделу ГТИ в течение трёх месяцев после того, как он обнаружил нарушение своих прав. В заявлении, кроме персональных данных, должно быть указано название и адрес работодателя, обстоятельства, являющие основанием для выставления претензии к работодателю», — говорит заместитель председателя Профессионального союза водителей по вопросам бухгалтерского учёта и права Йовита Янчаускене.
По словам председателя Профессионального союза водителей Рамунаса Нарбутаса, от действий работодателей страдает большое количество водителей, однако лишь единицы осмеливаются говорить об этом. В таком случае лучше всего положиться на профессионалов, которые владеют информацией о прецедентах решения трудовых споров и имеют юридическую практику в различных сферах. «Те, кто добивается правды, обычно выигрывают. Профессиональный союз в первую очередь помогает оценить ситуацию, объясняет, что можно требовать, каковы надежды на выигрыш. Важно не начинать спор, если ты априори неправ. Мы также помогаем собрать необходимые документы и написать жалобу комиссии по трудовым спорам. При желании работника, являющегося членом профсоюза, мы представляем его интересы в комиссии», — говорит собеседник.
Как утверждает Й. Янчаускене, работнику ненужно нанимать адвоката, а услуги комиссии ничего не стоят. Ни работники, ни работодатели не могут обойти комиссию по трудовым спорам и обратиться напрямую в суд. Суд не примет иск, не получив выводов комиссии, за исключением очень редких случаев. Например, если спор возник на основании увольнения работника по инициативе работодателя, если возникает сомнение в законности увольнения работника и т.д.
ГТИ получает всё больше жалоб от водителей
Статистика Трудовой инспекции свидетельствует о том, что в комиссии по трудовым спорам нечасто, но всё же обращаются и сами перевозчики. Руководители транспортных компаний, с которыми удалось пообщаться Cargonews.lt, говорят, что водители и директора находятся по разную сторону баррикад и зачастую неспособны договориться между собой.
Директор ЗАО «Polita» Ренатас Вайнюс отмечает, что нельзя категорически осуждать водителей или руководителей. «И та, и другая сторона имеет свои пороки, этому есть немало примеров», — говорит он. Рассуждая о том, что необходимо сделать для улучшения отношений между водителями и директорами, Р. Вайнюс отмечает важность общения. «Когда обе стороны знают и понимают ожидания друг друга, поиск компромисса не так сложен. У нас же обычно всё происходит по-другому: директора по-своему понимают, как нужно работать и организовывать транспортную деятельность, а водители имеют свои собственные интересы. Им не хватает мотивации, чтобы стараться ради фирмы и работать эффективно, чтобы заказчики снова обратились за услугами в данную фирму. Мы не способны найти общие цели. Водитель должен проверить шины, крепление груза, но когда возникает проблема, все вокруг становятся виноваты, только не водитель», — говорит Р. Вайнюс.
Руководитель ЗАО «Calenberg Vilnius» Андрюс Лисовскис говорит, что в обязанности водителя входит забота об автомобиле и успешная доставка груза из точки А в точку Б. «Проблемы начинаются тогда, когда водитель не выполняет своих обязанностей. Например, установлено время выезда, но водитель думает, что он может ещё отдохнуть, побыть дома, и выезжает не вечером, как было обговорено, а утром следующего дня. Опаздывая в пункт назначения, он оправдывается, что попал в пробку. Водитель посчитал время и подумал, что успеет, но на дороге ДТП, пробки. В итоге он не успевает вовремя доставить груз, заказчик недоволен, не желает платить, скажет, тысячу литов. В таком случае перевозчик надеется, что какую-то часть этой суммы компенсирует работник. В таких случаях водитель не считает себя виноватым, однако он не прав. Его обязанность – выполнять указания», — объясняет А. Лисовскис.
Цена километра
Количество заявлений от водителей дальних рейсов комиссиям территориальных ГТИ составляет от 4 до 10% всех заявлений, а в Клайпедском отделе – почти целых 25%. Наиболее часто встречающиеся в заявлениях вопросы связаны с невыплатой зарплаты и командировочных.
Приходя на работу в транспортную компанию, водители на словах договариваются с работодателями об оплате за каждый километр пути и никак не оформляют это на бумаге. Как считают представители ГТИ Литвы, устное соглашение позволяет директорам выплачивать зарплату не согласно установленным требованиям, а за километры – а это плохо сказывается на безопасности дорожного движения, противоречит практике ЕС и становится причиной конфликтов между водителем и перевозчиком.
Р. Нарбутас считает, что в большинстве случаев споры можно разрешить без обращения в суд. Зачастую водитель и работодатель решают свою проблему до заседания комиссии, поэтому иногда туда даже не имеет смысла обращаться. «Во-первых, мы оцениваем ситуацию и, если мы уверены, что водитель прав, мы предлагаем ему выдвинуть свои требования к директору. Бывают случаи, когда водители ошибаются, например, желая, получить обещанную плату за пройденные километры или компенсацию за штраф и нарушения режима работы и отдыха. Эти деньги работодатель может вернуть только по своему желанию, комиссия тут не поможет», — говорит специалист.
Дорога в суд
Как уже говорилось выше, работники и работодатели сначала должны обратиться в комиссию по решению трудового спора, так как без выводов комиссии суд не примет соответствующий иск на рассмотрение. Если одни из сторон не согласна с решением комиссии, у неё есть право в течение месяца после получения выводов обратиться в суд, где спор будет рассматриваться заново. «В судах работники рассматриваются как априори более слабая сторона», — утверждает Й. Янчаускене.
Редакции Cargonews.lt удалось поговорить с водителем дальних рейсов, выигравшим дело против руководителя транспортной фирмы. Марек обратился в суд с иском и требованием присудить с транспортной фирмы сумму невыплаченной заработной платы, суточных и компенсацию за задержку данных сумм вплоть до дня вступления в силу решения суда.
Водитель рассказывает, что в день увольнения директор транспортной компании не рассчитался с ним, хотя, как выяснилось позже, в государственные органы были представлены данные о якобы произведённой выплате. И хоть работодатель оспорил решение суда, он всё же был вынужден вернуть водителю свыше 15 тыс. литов. «Я обратился в суд, не стремясь получить финансовой выгоды. Это было дело принципа. Не нужно обманывать людей. Я решил бороться против таких работодателей, пусть это будет всем урок. Мне также было обещано заплатить за километры пути, но такой договор ничего не стоит. В трудовом договоре была указана меньшая сумма, нежели та, о которой мы договаривались на словах. Никто нам за эти километры так и не заплатил», — рассказал водитель.
Хорошие водители в дефиците
Р. Вайнюс говорит, что сегодня очень трудно найти хорошего водителя. «Иногда кажется, что легче самому «воспитать» хорошего работника. Из хорошего человека может «вырасти» хороший водитель, а найденный профессиональный водитель не всегда будет хорошим работником. Наша фирма не может позволить себе принять на работе человека без опыта, однако мы не требуем многолетнего стажа и, принимая человека на работу, смотрим на его человеческие качества. Иногда работник может уметь профессионально водить автомобиль, хорошо знать дороги, но ему совершенно не интересует деятельность фирмы и ее престиж. С таким водителем лучше не работать. Лучше взять на работу того, кто действительно хочет научиться работать хорошо», — утверждает руководитель компании.
Говоря о проблемах водителей, Р. Вайнюс не мог не отметить наиболее частую из них – выпивку, особенно по выходным. Другие проблемы, по мнению директора, связаны с нечестным сливом топлива и элементарной неаккуратностью.
Директор ЗАО «Calenberg Vilnius», говоря о водителях, также отдельно подчеркнул проблему с выпивкой. «Водители пьют на работе или во время командировок. Если они выполняют указания, то проблем не возникает. Однако происходит и так, что они не только не слушаются указаний, но ещё и думают, что знают всё. Проблемы начинаются тогда, когда они прибывают на место разгрузки в удобное только для них время. Некоторые из водителей совершенно не следят за своим транспортным средством, опаздывают доставлять товар вовремя просто потому, что не успевают протрезвиться», — говорит А. Лисовскис.
По его словам, хорошего водителя найти очень сложно. Работодатели ценят и берегут таких водителей. Все остальные кочуют из фирмы в фирму. «Думаю, должна быть создана некая база данных о ненадёжных водителях. Нам, директорам, стоит быть более сплочёнными. Увольняем плохого водителя с работы и радуемся, что проблемы с ним закончились», — объясняет А. Лисовскис.
Наиболее частые заявления – о невыплате зарплаты
По информации специалистов ГТИ Литвы, в 2012 г. было получено и рассмотрено свыше 6000 жалоб и заявлений. 316 из них касались нарушения трудовых прав и правил безопасности в транспортных компаниях. Чаще всего работники транспортных компаний обращались в Трудовую инспекцию по вопросам выплаты зарплаты. Целых 42% всех полученных запросов составили жалобы по поводу окончательного расчёта с работником, просроченной выплаты зарплаты, организации выплат, сроков, места и порядка выплат.
Водители не всегда знают о своих правах, в случае чего на помощь всегда готовы придти эксперты. Профсоюз водителей может оказать помощь при расчёте заработной платы и суточных, проверить, оплачены ли ночные часы работы и сверхурочные, произведена ли выплата отпускных и пени при наличии задолженности. Всё это можно сделать на основании справки о начисленных и выплаченных суммах. Р. Нарбутас советует просить своего работодателя выдавать такую справку каждые полгода или год. «Если представленная работодателем информация соответствует действительности, значит всё хорошо. Если работодатель не желает выдать данного документы, значит, он обманывает водителя или собирается это сделать», — говорит Р. Нарбутас.
Кроме этого, ГТИ получила ряд жалоб о нарушении порядка принятия на работу и составления трудового договора. 38 жалоб и заявлений было подано в результате нелегальной работы и отсутствия договора. За последний год около 12% всех присланных запросов составили жалобы и заявления о нарушениях режима работы и отдыха.
Около 38% всех рассмотренных жалоб подтвердились.
До тех пор, пока руководители транспортных компаний и водители будут оставаться по разные стороны баррикад, похоже, что и не стоит надеяться на изменение вышеописанных тенденций в положительную сторону. Работодатели и водители, видимо, и дальше будут стоять на своём и требовать свои заработанные с потом деньги.
Комментарии
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.