Трудовая инспекция Литвы: в транспортном секторе не хватает порядка
Государственная трудовая инспекция (ГТИ) Литвы подытожила результаты прошедшего года и представила статистику о совершаемых перевозчиками нарушениях, а также о поступивших жалобах касательно несоблюдений трудового законодательства в транспортных компаниях.
Руководитель Отдела коммуникаций ГТИ Габриэле Банайтите, говоря о совершаемых перевозчиками нарушениях, отмечает, что в этой конкретной сфере требования безопасности чрезвычайно важны и не стоит их разделять на более или менее грубые: „Сложно разделить, какие нарушения грубые, а какие нет. Фактически каждое нарушение (например, необучение правилам безопасности во время погрузочных работ, отсутствие контроля за здоровьем, работа в сверхурочные) могут вызвать травму работника или даже его смерть».
Г. Банайтите поделилась информацией о том, насколько успешно в прошлом году ГТИ удавалось контролировать транспортный сектор.
Наиболее частые нарушения
Одно из основных, но наименее заметных, нарушений — это оплата водителю по договорённости, т.е. за проеханные километры (что не отражается в трудовом договоре).
В 2012 году ГТИ провела плановую проверку (на соответствие регламентам ЕС; при сотрудничестве и обмениваясь информацией с Дорожно-транспортной инспекцией) 4,6 тыс. дорожных транспортных средств в 217 фирмах, а также проконтролировала соблюдение водителями режима работы и отдыха. В ходе проверки было установлено 4340 нарушений.
Большинство проверенных компаний – фирмы, занимающиеся грузоперевозками. Наиболее распространённые в них нарушения:
непредставление данных о длительности вождения и листов регистрации рабочих дней водителя (1823);
длительность отдыха: ежедневного (838), недельного (325);
длительность вождения: ежедневного (482) каждые 2 недели (152);
перерывы: вождение без перерыва более 4,5 часов (299).
Здоровье и охрана
О нарушениях правил безопасности и здоровья водителей можно судить по количеству несчастных случаев на работе.
По предварительным данным, в прошлом году наибольшее число смертельных и тяжёлых несчастных случаев произошло на строительных работах – 12 и 40 случаев соответственно (в 2011 г. – 13 и 33), на втором месте стоят транспортные компании, в которых зафиксировано 14 и 32 случая смертельных и несчастных случаев соответственно.
Водители зачастую получают тяжёлые повреждения от самого транспортного средства или в результате падения с высоты (с кузова автомобиля, с полуприцепа тягача) при разгрузочных и погрузочных работах. Отсутствие обучения безопасности проведения данных работ может привести к трагическим последствиям на рабочем месте.
После оценки различных показателей транспорт был причислен к тем секторам экономической деятельности, в которых наблюдается наибольший риск безопасности и здоровью работников, а также риск нарушения требований правовых актов о труде. Также в этом секторе широко применялись плановые превентивные меры.
Жалобы и сообщения
В 2012 году было получено и рассмотрено свыше 6000 жалоб и сообщений – 316 по поводу нарушения трудовых прав и безопасности работ в транспортных предприятиях (по сравнению со строительными компаниями — 1070, сельскохозяйственными — 273, лесническими — 112, деревообрабатывающими — 103, мебельными — 55).
Больше всего просьб и жалоб были связаны с заработной платой – 176, и целых 87 из них касались окончательного расчёта и несвоевременной выплаты зарплаты; 55 – организации, сроков, места и порядка выплаты зарплаты.
В минувшем году в ГТИ Литвы было произведено 126 обращений касательно нарушения правил трудоустройства и заключения трудовых договоров в транспортных компаниях. Из них 38 жалоб и сообщений касались нелегальной работы без трудового договора; 34 – расторжения трудового договора с работодателем, место нахождения которого неизвестно; 28 – истечения трудового договора; 15 – выполнения трудового договора.
Было получено также свыше 50 жалоб и сообщений о нарушениях времени работы и отдыха.
38% этих жалоб и сообщений оказались правдой.
В 2012 г. ГТИ также получила немало жалоб, связанных с безопасностью и здоровьем работников транспортных фирм:
4 из них было связано с обеспечением работников средствами безопасности; 3 – с обустройством рабочего места; 2 – с организацией безопасности работников; 2 – с бытовыми, санитарными и гигиеническими помещениями фирм; 1 – с обязательными проверками здоровья и ещё 1 – с внутреннем контролем безопасности и здоровья работников на фирме.
60% всех жалоб подтвердились.
Превентивные меры
ГТИ Литвы напоминает, что специалистами инспекции были подготовлены контрольные вопросы для проверки субъектов хозяйствования.
Среди них контрольные вопросы о проведении безопасной погрузки, разгрузки и перевозки грузов дорожным автомобильным транспортом.
Данная анкета, как и все другие, была размещена на сайте ГТИ в рубрике Деятельность / Контроль субъектов хозяйствования / Анкеты для проверки фирм. Скачав анкету вы можете проверить, насколько безопасность и здоровье работников фирмы соответствует требованиям, и заранее знать, что и как конкретно будет проверять инспектор.
Кроме этого, специалисты ГТИ Литвы подготовили немало методической и практической информации, которую также можно найти на сайте Инспекции.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.