«Тормоза» роста мелких перевозчиков

stop-plyta-zenklas

Сегодня в секторе грузоперевозок большую часть рынка охватывают крупные транспортные компании, а мелким компаниям достаются лишь «крохи». Мы поинтересовались, существуют ли у мелких перевозчиков возможности и перспективы для роста на и так заполненном рынке грузоперевозок Литвы.

Часть рынка, занятая мелкими перевозчиками, стремительно уменьшается

Начнём с того, что мы называем мелкими предприятиями. Термин не имеет чёткой формулировки, однако, обобщая различные мнения, можно утверждать, что в Литве мелкой транспортной фирмой называется та, которая имеет до 10 тягачей в своём автопарке, в которой трудится до 20 работников, а годовые доходы не превышают 5 млн. литов.

Во времена экономического кризиса средние компании оказались более стабильными нежели крупные, так как последние финансировали своё развитие за счёт одолженных денег. Сегодня средние фирмы нередко переходят в категорию крупных, а мелкие (1-5 млн. литов) – в категорию средних. Эксперт компании по оценке рисков «Creditreform Lietuva» Ромуалдас Трумпа замечает, что концентрация транспортных компаний увеличивается, и малым фирмам остаётся всё меньшая часть рыночного «пирога». Кроме того, на рынке значительно уменьшилось количество новичков, которые из категории малых фирм переходят в среднюю. Всё больше и больше новых фирм так и остаются мелкими.

Бум открытия транспортных компаний в Литве пришёлся на 2006-2007 годы, а в 2010-2011 гг. уже заметно замедление этого процесса. Абсолютное большинство крупных и средних транспортных компаний уже работает на рынке свыше 10 лет, поэтому новичкам довольно трудно пробиться на рынке опытных профессионалов. Это подтверждает и давно работающий в транспортном секторе руководитель фирмы «Ekosig» Сигитас Чяснавичюс. По его словам, все стараются осторожно работать и не доверять фирмам, открытым 1-2 года назад.

Несмотря на то, что транспорт ещё долго будет оставаться такой сферой, в которой на хлеб смогут заработать не только крупные, но также средние и мелкие компании, тенденции последних лет показывают, что мелкие грузоперевозческие компании ограничиваются этим статусом и не планируют расширяться. Большинство «молодых» фирм, открытых в последние 2 года, финансовые обороты которых составляют до 25 млн. литов, на самом деле появились в результате реорганизации. По данным «Credit reform Lietuva», за последние 2 года в сфере дорожного транспорта часть средних компаний (с оборотом до 1 млн. литов) изменилась незначительно, чего не скажешь о мелких предприятиях с оборотами 0,5-1 млн. литов и до 0,5 млн. литов. За 2009-2011 гг. пропорция фирм, открытых за последние 5 лет, практически не изменилась.

«Транспорт – это не аптеки, заправки или торговля продуктами. В этих областях концентрация происходит иначе – новых фирм открывается немного, а крупные фирмы выталкивают с рынка уже существующие. В транспорте (особенно дорожном) открытие, рост и банкротства фирм были, есть и будут. Большую часть рынка занимают средние или крупные компании. Часть средних компаний становится крупными, чего практически не происходит в других секторах деятельности», — констатирует Р. Трумпа. По мнению эксперта, на замедлившийся рос мелких предприятий повлияло 4 основных причины:

  • Выросли барьеры для входа на рынок. Уже прошли те времена, когда каждый желающий, не имея своего капитала, мог взять тягачи в лизинг.
  • Удобство для заказчиков. Заказчикам, как правильно, удобнее работать с более крупными фирмами.
  • Внутренний рынок. Новички часто начинают работать на довольно узком внутреннем рынке. Грузопоток заграницей рос (транзит экспорт из Литвы) или хотя бы начал восстанавливаться (импорт в Литву). А на рынке внутренних перевозок количество грузоперевозок на арендованном транспорте заметно уменьшилось. За несколько лет внутри Литвы увеличилось число перевозок собственным транспортом.
  • Опыт. Во время кризиса крупные и средние фирмы приобрели немало ценного опыта. Перед кризисом многие крупные компании обанкротились, так как их расширение происходило засчёт одолженных денег. Сегодня развитие крупных фирм не такое быстрое, зато более устойчивое.

Борьба за существование каждый день

Мы поговорили с некоторыми мелкими литовскими перевозчиками о том, как им удаётся развивать деятельность своих компаний. С. Чяснавичюс за последние 2 года увеличил свой автопарк на 2 автомобиля. Собеседник рассказал редакции CargoNews, что сегодня перевозчикам нелегко развивать свой бизнес из-за многочисленных бюрократических проволочек, усложняющих возможности развития. По его утверждению, ещё в 2002 г. в Литве работало 25 органов по контролю над транспортной деятельностью, сегодня же их в 6 раз больше – целых 150. «Каждый день приходится бороться за своё существование», — оценивает сложившую в транспортном секторе ситуацию С. Чяснавичюс, добавляя, что для выживания на рынке необходимо сохранить хорошую репутацию и работать профессионально.

Другие мелкие перевозчики в качестве главного барьера для развития своей деятельности назвали новое требование дорожно-транспортной инспекции Литвы, касающегося, совпадения адреса офиса фирмы с адресом места ведения деятельности, а также стоимость книжек TIR и  порядок выдачи разрешений ЕКМТ.

Несмотря на многочисленные трудности в транспортном секторе, эксперты положительно оценивают перспективы этой сферы. Мелкие компании должны будут научиться справляться в возникающими вызовами – постоянно меняющимся ценам на топливо, растущей стоимости страхования, новым дорожным налогам… Литовский импорт и экспорт продолжает расти, создавая более благоприятные условия для развития грузоперевозческой деятельности. Достигнутая договорённость касательно количества российских разрешений должна облегчить экспорт в Россию некоторых групп грузов, что может стать прекрасной средой для увеличения активности мелких перевозчиков.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0