Особенности литовской экспедиции (часть 2)

14320
Продолжение первой части
 
В первой части «Особенностей литовской экспедиции» деятельность экспедиторов рассматривалась через призму перевозчиков. А как на лицензирование своей деятельности смотрят сами перевозчики?
С одной стороны, экспедиционный бизнес юридически недостаточно регламентирован – всего несколько параграфов в Гражданском кодексе Литовской Республики.  Необходимо каким-то образом лицензировать или создать минимальные барьеры для вхождения в этот бизнес. Действительно, очень важно, чтобы в Литве работали постоянные, конкурентоспособные, и главное – платёжеспособные участники рынка, которые поднимали бы престиж транспортного сектора государства.
 
С другой стороны, в Литве свободный рынок, поэтому, согласно теории экономики, участие государства в нём должно быть минимальным. А как в этом случае избежать неплатёжеспособных клиентов и партнёров и дальше распространять только добрые вести о транзитном бизнесе Литвы?

Заинтересованные группы

Директор транспортного департамента ЗАО “Ad Rem“и член президиума Национальной ассоциации экспедиторов Литвы “Lineka“ Д. Брякис выступает за принципы свободного рынка.  «В ограничении создания новых экспедиционных групп заинтересовано несколько групп. Экспедиторы и перевозчики-экспедиторы местного капитала, которые на рынке перевозок грузов работают не первый год и не желают видеть новые экспедиции, опасаясь конкуренции. Они, вероятно, уже «забыли», как 15 лет назад начали свою деятельность с одного тягача или офиса и ограничивались аппаратами телефона и факса.
Следующая группа – экспедиторы зарубежного капитала, для которых такая политика была бы сподручна, так как у этих фирм часто возникают проблемы из-за того, что в силу своей величины они не являются гибкими. Для них маленькие, активные, местные фирмы не являются соперниками, но когда их так много – они раздражают. Естественно, в создании искусственных барьеров могут быть заинтересованы и перевозчики, которые всё еще думают, что экспедиторы являются «посредниками-паразитами», которые присваивают часть их прибыли. Так же об этом думают и акционеры экспедиционных и транспортных фирм, имеющие сильных менеджеров – экспедиторов, но из-за ограниченных финансовых возможностей или нежелания делится, живущие в страхе потерять лучших своих работников, которые уже достаточно опытны для того, чтобы создать свои экспедиционные фирмы», утверждает Д. Брякис.

Экспедирование не ограничивается стенами
Кажется, лучше и быть не может, одни уже обанкротились, а те, кто еще не успел – вынуждены всё больше средств выделять на судебные процедуры, которые помогают общаться с неплатёжеспособными клиентами. Свободный рынок всё это объясняет лаконично – выживают сильнейшие, и это эффективно. В ЕС существует общий рынок, поэтому, ограничивая возможности появления местных экспедиционных фирм, мы можем дождаться новых конкурентов из соседних государств. Кроме того, как утверждает Д. Брякис, создавая барьеры для вхождения на рынок, мы рискуем потерять потоки транзитных грузов через Литву. «Ведь мы должны делиться не только литовским, но и европейским, и даже мировым рынком, а уменьшив количество местных экспедиторов, уменьшим и грузооборот», — говорит он. Такое решение отрицательно сказалось бы на создании имиджа Литвы, как транзитной страны, т.к уменьшение грузопотока нанесёт вред и другим организациям, напрямую оказывающим влияние на процесс транспортировки (перевозчикам, фирмам, занимающимся складированием, посредникам таможни).

Логистика – бизнес знакомств. Самые большие сделки заключаются только в последствии долгого сотрудничества и детального понимания определённого процесса транспортирования. Каждый экспедитор создаёт свою добавочную стоимость и определённое количество контактов с заграничными клиентами. Следовательно, чем более тесные связи будут развиты, тем более благоприятны условия создадутся для перевозки грузов через Литву. Такие ограничения, как лицензирование экспедиторов или введение определённых норм, лишь уменьшат конкуренцию на внутреннем рынке, а это не будет способствовать снижению цен и хорошим условиям для перевозки грузов.

Другой рычаг
Нахождение лазеек в законах – вероятно, один из наиболее своеобразных черт национального литовского бизнеса. Недавно по стране прошедшая волна банкротов экспедиционных фирм, немало бизнесменов оставила без гроша. Сегодня те же самые люди с теми же клиентами и потоками успешно возвращаются к работе, разница лишь в том, что это делается без старых долгов и с несколько изменённым названием фирмы.

Д. Брякис утверждает, что ошибочно полагать, что новые «табуреточные» экспедиторы рассчитываются хуже, чем «старые и более опытные» или перевозчики – экспедиторы. Просто каждая серьёзная фирма должна иметь систему превенции долгов, с помощью которой можно идентифицировать, с какими субъектами работать слишком рискованно. А хороший страховой брокер и юрист всегда помогут избежать неполадок во время волнений на рынке.

На сегодняшний день наиболее оптимальным и надёжным является сотрудничество с партнёрами, принадлежащими ассоциированным организациям. «Можно пользоваться услугами только тех действующих в Литве экспедиций, которые являются членами ассоциации “Lineka“. Ассоциация заинтересована иметь финансово надёжных членов, поэтому членство в ней является достаточно серьёзной альтернативой любому искусственному ограничению создания фирм. По крайней мере похожей логикой руководствуются те государства, где имидж фирмы создаётся рычагом ассоциаций, а не искусственным ограничением создания новых субъектов  хозяйства», — говорил  Д. Брякис.

В небольшой Литве мог бы вырабатываться конкурентоспособный транспортный рынок. Однако, ожесточённая борьба между крупными, давно укрепившимися на рынке, и маленькими, однако, быстро адаптирующимися, экспедиторами всё еще продолжается.
Еще до кризиса можно было услышать единичные мнения насчёт ограничения автомобильных  парков перевозчиков, однако, многие были против. Решительность в отношении увеличения автомобильных парков покинула многих – за невыплаченный лизинг банки отбирают машины, растут долги…
Выходит, что вопросы ограничения деятельности как перевозчиков, так и экспедиторов, остаются открытыми.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0