В последнее время транспортников Литвы беспокоит рост цен на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), кроме того, некоторые страховые компании перестали оплачивать претензии. К тому же, увеличилось количество жалоб, связанных с «зелёной картой» (зам. ред. – страхование гражданской ответственности водителей за границей), так как страховые компании, узнав, что транспортное средство будет эксплуатироваться за границей, так поднимают цены, что «зелёная карта», которая должна выдаваться бесплатно, становится очень дорогой – её стоимость порой достигает 10 000 лт.
Бесплатно полис «зелёной карты» не выдают
В редакцию поступил звонок от перевозчика, который пожелав остаться анонимом, информировал о том, что сталкивается с самовольем страховых компаний при выдаче «зелёных карт». «Работник страховой компании, в которой мы застраховали свои автомобили, не выдал нам бесплатно «зелёную карту», так как он финансово заинтересован получить за неё определённый процент. Сейчас за грузовик мы платим 600 лт, а если бы хотели получить «зелёную карту», пришлось бы платить около 5000 лт. Представляете, какая это разница? Цена вырастает в 8 раз. А если в парке компании 100 или 500 автомобилей? Здесь крутятся очень большие деньги. В Литве около 20000 автомобилей, выполняющих международные перевозки, и если с каждого будут незаконно брать 4000-5000 лт, получатся впечатляющие цифры – 80-100 млн. лт. Только представьте, как в этом заинтересованы страховые компании! За такие деньги можно любого заткнуть, поэтому я категорически отказываюсь, чтобы в статье упоминалась моя фамилия или название фирмы», — констатирует один из вильнюсских перевозчиков.
В 6 части 6 статьи Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств указано: «Если страхователь желает, чтобы по обычному страховому договору была предоставлена страховая защита в странах, принадлежащих системе зелёной карты, страховщик по установленным в договоре условиям дополнительно выдаёт страхователю зелёную карту. Если в зелёной карте указывается, что она действительна только в странах-членах ЕС и Швейцарской Конфедерации, такая зелёная карта страхователю выдаётся бесплатно».
Следовательно, проанализировав вышеописанный случай с транспортной фирмой и 6 часть 6 статьи вышеупомянутого закона, видно, что на практике закон не применяется. Вместо того чтобы выдать «зелёную карту» бесплатно, страховщики, узнав, что транспортное средство будет ездить за границей, требуют за неё несколько тысяч литов. Выходит, что «зелёная карта» становится дорогим товаром, а не бесплатным инструментом, облегчающим администрирование претензий.
«Когда в выданной в Литве «зелёной карте» появляется запись о том, что она предоставляет страховую защиту и в России, страховая компания может законно требовать любую сумму за выдачу такой «зелёной карты». Это не противоречит закону. Больше всего возмущает то, что ту же практику увеличения цен применяют и в остальных 99% случаев, когда транспортное средство используется в странах-членах ЕС и Швейцарской Конфедерации. Вот где скрывается обман и ростовщичество – вместо полиса «зелёной карты» выдаётся обычный», — о самоволии страховщиков говорит не пожелавший представиться перевозчик.
Мы поинтересовались у руководителя Бюро страховщиков транспортных средств Альгимантаса Крижинаускаса, известны ли ему такие случаи своеволия страховых компаний. «Если мы говорим о странах ЕС и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), то никаких дискуссий быть не может, тем более что и закон говорит о том, что «зелёная карта» должна выдаваться бесплатно. Это приложение, облегчающее администрирование претензий. Страховщики имеют право брать дополнительную плату, если клиент хочет ехать не в страны ЕС или ЕЭС», — утверждает А. Крижинаускас.
Собеседник подчёркивает, что все национальные страховые документы стран, принадлежащих ЕС и ЕЭС (например, литовский, швейцарский, немецкий полис) даже без «зелёной карты» действуют на территории всего Евросоюза. «Зелёная карта» является лишь подтверждением для более простого регулирования претензий по определённым правилам. «В этом нет ничего особенного. Даже если «зелёной карты» нет, достаточно иметь любой национальный документ, чтобы вред был возмещен. Поэтому утверждение, что «зелёная карта» выдаётся бесплатно – условно, ведь за национальный документ (полис обязательного страхования) берутся деньги. А «зелёная карта» — лишь дополнительная бумажка, которую признают и другие страны. Это всего лишь подтверждение, что такая страховка была куплена», — резюмирует А. Крижинаускас.
****Продолжение следует…***
Аналитика
В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.
2024-11-07 33
Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).
2024-11-07 1 392
Здесь и здесь – основные мировые тенденции сектора логистики от DHL (всё на одном графике).
2024-09-18 222
Здесь — можно найти интервью водителя (на английском языке), который рассказывает о специфике работы на электрическом грузовике.
2024-07-25 49
Ниже представлена запись семинара IRU о введении новых — экологичных — дорожных сборов в Европе.
2024-05-06 42
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.