Перевозчики и экспедиторы скрестили шпаги

12969
Войны между экспедиторами и перевозчиками в Литве уже никого не удивляют. Несмотря на то, что работают на одном рынке, и те, и другие не прочь покидать камни в огород своих коллег. Перевозчиков в Литве много – почти 3000 компаний, а экспедиторов, обладающих международными дипломами FIATA, чуть больше 100. И всё-таки в нашей стране экспедиторы отвоевали достаточно сильные позиции. Несмотря на то, что немалая часть экспедиторов работает в однокомнатных квартирах, так называемых «почтовых ящиках», конкуренцию они выдерживают.
 
Камень в огород перевозчиков
 
Услугами экспедиторов очень часто пользуются фирмы производителей – так называемые прямые заказчики. Представитель одной из Вильнюсских компаний, занимающихся импортом и экспортом древесины, говорит, что напрямую услугами перевозчиков пользуется редко. «Я отвечаю за привоз сырья на завод. Наши поставщики находятся в России, Белоруссии и Украине. Обычно мы перевозим сырьё дорожным транспортом, поэтому часто приходится общаться не только с экспедиторами, но и с перевозчиками», — говорит менеджер по транспорту, пожелавший остаться анонимом.
 
Основная причина, из-за которой упомянутая производственная компания выбирает услуги экспедиторов – это то, что они способны предложить много транспортных средств в разных странах. Компания, покупающая сырьё из стран СНГ, по поводу транспортировки напрямую сотрудничает с перевозчиками только в 20% случаев. 
 
«Когда работаешь с экспедитором, при необходимости всегда можно найти машину в нужном направлении. Экспедиторы всегда внимательно читают условия договора, никогда не возражают, если погрузка или таможенные процедуры затягиваются на два дня. В то время как 99% перевозчиков звонят и говорят – отпусти мою машину. Когда говоришь, что, согласно договору, можно задержаться на два дня, начинают жаловаться, что если бы они об этом знали, не брали бы груз», — опытом работы делиться менеджер.
 
Собеседник утверждает, что, несмотря на то, что в договоре оговорён термин оплаты, перевозчик постоянно звонит раньше и просит как можно быстрее заплатить, так как водителя нужно отправить в рейс, а у собственника компании нет денег.
 
Три года работающий менеджером по транспорту Римтаутас рассказывает, что часто приходится сталкиваться с некомпетентностью перевозчиков: «Недавно был случай в России на загрузке. После того, как в машину была загружена половина груза, мне позвонил перевозчик: «Чёрт побери, ты не сказал, что загрузка с обоих боков, а в моё транспортное средство можно грузить только с одного бока, а через верх вообще нельзя. Спасай меня, попроси у грузчиков, чтобы загружали только с одного бока». Т.е., мы договорились об условиях, а на загрузке перевозчик вдруг вспомнил, что у него нет возможности их осуществить, так как верх транспортного средства заварен. Кроме того, случается, что просят провести таможенную процедуру на месте, а не за 100 км», — возмущается специалист.
 
Экспедиторы более гибкие?
 
Менеджер по транспорту отмечает, что в конкурентной борьбе экспедиторы чаще побеждают перевозчиков потому, что они более гибкие – как правило, могут предложить большой транспортный парк, у них более широкая география грузоперевозок, более длинные отсрочки терминов оплаты, часто и стоимость услуг меньше. «Тем, кто перевозит нашу продукцию из России, платим чуть более 800 евро за один рейс. Часто звонят перевозчики, которые говорят, что могут отвезти груз дешевле, чем предлагают экспедиторы. Начинаем переговоры по поводу таможенных процедур, способа погрузки, термина оплаты. Уже, кажется, договорились, и тогда, в конце разговора, перевозчик говорит: я ведь прямой перевозчик, у нас сейчас тяжёлые времена, заплатите хоть на 50 евро больше», — специфику ежедневной работы раскрывает г. Римтаутас.
 
Временно исполняющий обязанности президента Национальной ассоциации экспедиторов Литвы “Lineka” Эдмундас Даукантас, отвечая на вопрос о преимуществах экспедиторов, говорит, что это зависит от многих аспектов: «Если у компании нестабильные транспортные потоки – большое количество адресатов, широкая география грузоперевозок – работать с экспедиторами удобнее, так как возможности перевозчиков ограничивает наличие транспорта. Ведь экспедитор не ограничивает себя маршрутами и транспортными средствами, кроме того, может подобрать их комбинации – применить мультимодальные решения».
 
По словам эксперта, экспедитор нужен тогда, когда у заказчика возникает вопрос, как правильно организовать транспортировку. «Если нужен организатор – нужен экспедитор», — уверен Э. Даукантас.
 
Собеседник, отвечая на вопрос о стоимости грузоперевозок при работе с перевозчиками и  экспедиторами, говорит, что если груз нужно перевести один раз и он по размеру хорошо подходит транспортному средству, теоретически дешевле работать с прямым перевозчиком. «Если направление постоянное, а проект долгосрочный, экспедитор может найти способы для оптимизации расходов. У собственников товаров, как правило, одно направление – либо импортирует либо экспортирует – следовательно, они чаще выбирают прямых перевозчиков. Производственные фирмы предпочитают экспедиторов, так как сырьё привозиться из одних стран, а товары транспортируются в другие», — объясняет Э. Даукантас.
 
Он уверен, что в недалёком будущем роль экспедиторов в Литве будет расти. «Мы видим, какую важную роль играют экспедиторы в других странах. Чем популярнее становятся промышленные технологии, чем больше клиенты стараются увеличить эффективность работы, тем больше внимания уделяется работе экспедиторов. Деятельность экспедиторов становится особенно важной при выполнении комбинированных перевозок – по железным дорогам и автотранспортом, автотранспортом и по морю… Это общая мировая тенденция, а Литва идёт в ногу с миром», — резюмирует руководитель “Lineka”.
Директор UAB “Vileka” Таутгинас Санкаускас согласен с мнением, что современная логистика не может обойтись без экспедиторов. «Это зависит от степени зрелости клиента. Если он считает, что всё должен заработать один – от производства паллет до процесса потребления – это одна точка зрения. Если же думает, что его работа – перевозка грузов, это совсем другая степень зрелости. Я считаю, что зрелый клиент всегда будет выбирать услуги экспедиторов. В процессе глобализации в транспортном секторе, экспедитор – главный игрок», — говорит Т. Санкаускас.
 
Акционер UAB “Axis Transport” Томас Дягутис называет еще одно преимущество экспедиторов – возможность собирать грузы на терминалах партнёров. «После перевозки у них есть возможность перераспределить их в своей стране. Экспедиторы одновременно работают с большим количеством грузов, чем перевозчики. Это позволяет оптимизировать маршруты и в отношении расходов, и в отношении километража. Кроме того, экспедиторы более гибкие в вопросах, связанных с терминами расчёта и отсрочками», — делиться своим мнением Т. Дягутис.
 
Представитель UAB “Bevita” Лауринас говорит, что популярное в Литве убеждение, что клиенты чаще работают с экспедиторами, чем напрямую с перевозчиками, скорее миф, чем реальность. «Перевозчики считают, что клиенты чаще выбирают экспедиторов. Такое мнение сформировалось из-за неутихающих конфликтов между перевозчиками и экспедиторами. С кем работать, обычно выбирается в зависимости от потребностей заказчика транспорта. Например, если компания экспортирует большое количество древесины, думаю, она выберет прямых перевозчиков. Иначе могло бы быть только в том случае, если бы экспедиторы обеспечили перевозку всех грузов компании. Другое дело, если у компании есть несколько мелких грузов в разных странах. В таком случае перевозчик ей не поможет, так как он попросту не сможет предложить свой транспорт в нужное время в нужном месте», — размышляет работник UAB “Bevita”.
 
Молодой специалист подчёркивает, что перевозчики не стараются «продать» себя клиенту, а экспедиторы вынуждены это делать, так как иначе не выжили бы.
 
Менеджер компании, занимающейся импортом и экспортом древесины, отвечая на вопрос, как производственные компании относятся к различным транспортным биржам, говорит, что отношение к ним достаточно скептическое, так как объявления часто просто "висят в воздухе". "Мы выкладываем объявления о своих грузах на транспортных биржах, но могли бы прекрасно обойтись и без них", — резюмирует г. Римтаутас.
 
Ответственный секретарь Ассоциации мелких и средних перевозчиков Сигитас Чяснавичюс придерживается другого мнения: «Представьте, как тяжело работать через посредника. Подписав прямой договор с клиентом, перевозчик получает большие фрахты. Кроме того, так легче согласовывать связанные с перевозкой груза вопросы. Экспедиторы всегда отрезают свой кусок пирога, а в нынешних условиях это могут себе позволить не все клиенты», — резюмирует С. Чяснавичюс.
 
Во время рыночного подъёма работы хватает и перевозчикам, и экспедиторам. Жаль, что они не перестают махать шпагами ни во время кризиса, ни во время экономического оживления.
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 391
0