Таможенный союз: теоретически существует, практически – не работает

12425
Несмотря на то, что  разговоры о Таможенном союзе (ТС) России, Белоруссии и Казахстана не утихают, мало кто понимает принципы его функционирования. По словам экспертов, Таможенный союз – это большое бюрократическое образование, которое до конца не понятно даже его создателям. Во время заседания Таможенного консультационного комитета, который прошёл в конце января в университете М. Ромериса, гости из России и Белоруссии очень хорошо это продемонстрировали: белорусские представители говорили про Белоруссию, российские – про Россию, а Казахстан даже не упоминался.
Говорить о действующем союзе слишком рано?
ТС начал функционировать c июля прошлого года, когда возникла новая нормативная правовая база, изменилось нормативно правовое регулирование.
По словам президента Ассоциации экспедиторов Литвы “Lineka” и исполнительного директора  компании “Schenker” Эдмундаса Даукантаса, говорить, что у нас есть реально действующий союз, пока рановато. Ведь когда мы говорим, например, о вопросах Европейского союза, один представитель может обсуждать действующие во всей Европе правила.  У Таможенного союза таких правил пока что нет.
Советник министра транспорта Литвы Роландас Бражинскас замечает первые изменения. По его словам, появляются знаки, что на российской таможне происходят связанные с транспортными средствами перемены. «И всё-таки конкретной информации о том, что, как и в каком порядке будет происходить, мы не получили ни от России, ни от других стран ТС. Поэтому у нас пока что нет инструктажа, который мы могли бы передать перевозчикам», — объясняет он.
Что нового дал ТС?
По словам заместителя начальника Аналитического управления Федеральной таможенной службы Юрия Моисеева, в ТС введена новая структура нормативно-правового регулирования. Особое внимание уделено нормам, направленным на содействие внешней торговле и нормам, способствующим инвестиционной активности — рациональному таможенному урегулированию,  администрированию увеличения товарооборота, привлечению зарубежных инвестиций.
 
«Основополагающим документом ТС  является Таможенный кодекс (ТК) , созданный с учетом таможенного законодательства входящих в него стран и основанный на Киотской конвенции об упрощенной гармонизации таможенных процедур. Разработка новых правил таможенного урегулирования  ТК в Российской Федерации (РФ) базируется на понимании того, что достижение целей интеграции достигается, в том числе с совершенствованием таможенных процедур и правил», — говорит он.
 
Юрий Моисеев
 
 
В ТК особое внимание уделено увеличению товара оборота, привлечению зарубежных инвестиций, однако эксперты не видят в нововведениях большой пользы.

Э. Даукантас не видит пользы от учреждения ТС. «Перевозчики ощущают перемены. Как правило, если со стороны России что-либо меняется, начинаются проблемы. Не зря существует поговорка – хотели как лучше, получилось как всегда. Похожая ситуация у нас и сейчас – недоразумения, неприятности, неработающие системы, больше помех, чем пользы. И так говорим не только мы, то же самое говорят наши коллеги в России», — сожалеет он.

Ю. Моисеев коротко рассказал о нововведениях. «В целях содействия экспорту высокотехнологичных товаров, установлен упрощенный, закрытый перечень документов при декларировании товаров, которые не облагаются пошлинами. Важно, что до 4 часов сокращен срок выпуска экспортируемых товаров, к  которым не применяются вывозные пошлины, перечень таких товаров определяется комиссией ТC. Некоторые сроки увеличены, например уплата таможенных пошлин от 15 дней до 4 месяцев, проведение пост контроля с 1 года до 3 лет, предъявление товаров при предварительном декларировании с 15 до 30 дней. Часть сроков сокращена, например выпуск товаров с 3 до 2 дней. Выпуск не облагаемых пошлинами экспортируемых товаров до 4 часов. Регистрация транзитной декларации с 2 до 1 часа», — рассказывает Ю. Моисеев.
Также введены изменения, касающиеся перевозки товаров. Исключена процедура внутреннего таможенного транзита. «Перевозка осуществляется от таможенной границы, сразу до места получателя. Если товар ввозится на территорию ТС через белорусскую границу, допустим, в адрес российского резидента, белорусские таможенники открывают процедуру таможенного транзита, с определенным местом доставки в Российской Федерации. Белорусские таможенники оформляют первый лист книжки МДП, а российские, при доставке на соответствующий таможенный пост, оформляют 2 лист, закрывают процедуру. Аналогичный порядок применяется в обратном направлении», — объясняет  Ю. Моисеев.
Существенным событием является и введение Института уполномоченного экономического оператора. Сущность института в том, что уполномоченному экономическому оператору предоставляется ряд дополнительных упрощений – выпуск товара на склады до подачи таможенной декларации, а также транзит товаров без внесения обеспечения платы таможенных платежей.
Внедряется декларирование в электронной форме
Большое внимание уделяется развитию применения предварительного информирования.
По словам представителя Государственного таможенного комитета Белоруссии Игоря Маховикова, в Белоруссии уже создана система предварительного информирования таможенных органов. Система базируется на международном стандарте всемирной таможенной организации.
 
Игорь Маховиков
Пока что предварительное информирование добровольное. Планируется, что преждевременное предоставление данных о перевозимых товарах и маршруте станет обязательным с июля 2012 г.
Система предварительного декларирования базирует на том, что представлять предварительную информацию могут перевозчики, отправители и  получатели. Они могут делать это самостоятельно или через таможенных брокеров Белоруссии, таких, как  «Белтаможсервис».
Информацию о необходимых для декларации сведений в подробностях можно посмотреть  на сайте www.tsouz.ru, в  421 решении комиссии ТС.
«Если информация подана неправильно, отсутствуют какие-то элементы или есть ошибки, таможенная система уведомляет перевозчика об этих ошибках и причинах, для того, что бы их можно было бы устранить и заново подать предварительную информацию. Система принимает информацию и передает заинтересованному лицу специальный номер перевозки, который должен быть зафиксирован перевозчиком и указан на CMR. С этим номером и пакетом документов перевозчик должен прийти к таможеннику», — рассказывает И. Маховиков.
«Мы понимаем, что Белоруссия – это транзитное государство.  Все, что связано с транзитным перемещением товаров, было максимально ускорено и упрощено, это на руку и таможенным органам, и, конечно, перевозчикам», — добавляет он.
Р. Бражинскас говорит, что предварительное декларирование действительно работает. «Всё идёт к тому, чтобы это стало нормой, ведь такая практика сформулирована в ЕС. Предварительное декларирование в странах ТС работает. Мы советуем перевозчикам очень широко его применять. Чем больше людей воспользуется этим, тем меньше будут очереди. Когда используется процедура предварительного декларирования, проверка одного грузовика занимает на 20 минут меньше», — рассказывает он.
Э. Даукантас говорит, что предоставлять информацию несложно, однако сложилась такая ситуация, что информационные системы России и Белоруссии работают по-разному. Технологии прямой поставки информации пока не до конца разработаны, из-за этого у перевозчиков возникают некоторые проблемы.
«Часто происходит так, что там, где появляется система, появляется и посредник, который устанавливает определённую цену за принятие информации. Во время заседания Таможенного консультационного комитета выяснилось, что единственный способ заранее передать данные – заплатить за каждую строку данных дочерней компании таможни «Белтаможсервис», — говорит он.
Представитель «Белтаможсервис»  Наталья Денисюк говорит, что для тех, кто следует процедуре МДП, такая услуга стоит 5 евро за основной код, и 2 евро за каждый последующий код.
 
Наталья Денисюк
Несмотря на то, что в Таможенном кодексе особое внимание уделено увеличению товара оборота, привлечению зарубежных инвестиций, упрощению таможенных процедур, эксперты не видят в них большой пользы, а многие нововведениях трактуют как помехи.
 
 

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Аналитика

???????????????

Исследование — какой грузовик выбрать?

В IRU провели детальное исследование — эксплуатация какого грузовика (дизельного, газового, электрического, HVO или водородного) на сегодняшний день является оптимальной (англ. ТСО). Его можно найти (приобрести) — здесь.

2024-11-07 33
0
spros_predlozenie

Ситуация на европейском рынке автоперевозок (дополнено оценками третьего квартала от IRU)

Здесь — большая аналитическая статья (на английском языке) о ситуации на европейском рынке автоперевозок; здесь, здесь и здесь — аналитический расклад в третьем и четвёртом квартале 2022 г. (здесь — дополнительная информация на литовском языке).

2024-11-07 1 392
0