Общественные центры логистики: бумажная стадия
Создание «могучей четверки» — строительство Общественных центров логистики (ОЦЛ) в Вильнюсе, Каунасе, Клайпеде и Шяуляй стало едва ли не самой амбициозной затеей в инвестиционной истории Литвы. Во всяком случае, ни в Эстонии, ни в Латвии пока о таких намерениях не говорят. Сравниться с этим проектом могут разве что планы возрождения атомной энергетики. Сверхзадачей является внесение республикой реального вклада в поставленную Еврокомиссией цель – добиться, чтобы к 2040 году не менее 50% грузов, доставляемых на расстояние свыше 300 км, перевозились по железной дороге или водным транспортом. Весной мы писали о ходе этого процесса, недавно рассказали, что нового на этом «фронте» в Вильнюсе. И вот теперь для полноты картины взглянем на остальной «ландшафт».
КАУНАС
Строго по курсу идут работы по формированию самого сложного варианта ОЦЛ – Каунасского. В основе его – рекомендация координатора проекта «Rail Baltica» Павела Телички о соединении в единую систему двух объектов, территориально удаленных друг от друга: станции Палемонас, где будет интермодальный терминал, и поселка Кармелавы с находящимся близ него международным аэропортом и Свободной экономической зоной (СЭЗ), где будет создаваться парк логистики. Для этого придется построить автомобильные пути и отрезок железной дороги.
Идея эта стала хорошим компромиссом между сторонниками разных сценариев дислокации ОЦЛ, и прекрасно вписывается в планы превращения Каунаса в важнейший, а может быть – и самый мощный логистический узел, особенно в части транзита Восток-Запад. Этому будет способствовать прокладка европейской железнодорожной колеи от польской границы до Каунаса в рамках проекта «Rail Baltica», которая гармонично сочетается с проектами СЭЗ и ОЦЛ. А соединение с портом превратит здешний ОЦЛ в трехмодульный.
Здесь уже начались проектные работы: 18 апреля гендиректор АО „Lietuvos geleţinkeliai“ Стасис Дайлидка и директор ЗАО „Tiltų ekspertų centras“ Одета Якубаускене подписали договор на соответствующие услуги. В проекте принимают участие также ЗАО «Hidrostatyba» и немецкая компания „Eisenbahn – und Bauplanungsgesellschaft mbH Erfurt“. К весне будущего года они должны представить детальный план со всеми необходимыми документами на выполнение строительных работ, и уже в апреле будет выдано разрешение на строительство.
На основе предпроектного исследования известен уже в общих чертах сценарий будущих работ. Строительство пройдет в несколько этапов. На первом на территории станции Палемонас будет построен терминал с рельсами и европейской (1435 мм.), и российской (1520 ) колеи, а также всей необходимой инфраструктурой. Следующие этапы будут посвящены развитию бывшей Каунасской индустриальной зоны (Палемонис, Науясодис) и Кармелавской СЭЗ. Как отметил Томас Пилукас, начальник отдела транзита и логистики министерства сообщений, это означает, что Каунасский ОЦЛ будет действовать не только как пункт для перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, но и как система самообслуживания предприятий СЭЗ в части экспорта и импорта. Он предоставит бизнесменам возможность выбора средства транспортировки своих грузов.
Клайпеда
Гораздо сложней и неопределенней ситуация с Клайпедским ОЛЦ. Напомню, что, стартовав одной из первых, Клайпеда столкнулась с проблемой, которая сбила первоначальные планы. Облюбованная в южной части морского порта территория в 300 га оказалась почти полностью в руках частных собственников, и возникла сомнительная перспектива увязнуть в длительных и дорогостоящих разборках на этот счет. Поэтому проект был остановлен, и Дирекция порта в ноябре прошлого года заказала новое предпроектное исследование.
Как рассказал Т. Пилукас, взяться за него по результатам конкурса было поручено консорциуму, в который вошли три фирмы: «Ernst&Young Baltic», «Tiltų ekspertų centras» и «Jaržemskis ir ekspertai». Перед ними были поставлены две основных задачи: найти новое, менее дорогое место для ОЦЛ, и разработать схему управления проектом на основе партнерства государственного и частного капитала.
Совсем недавно – в конце августа — отчет о проделанной работе был представлен Комиссии по развитию и надзору за деятельностью ОЦЛ, которая, ознакомившись с выводами и рекомендациями, осталась, видимо, недовольной ими и проект отправили на доработку.
Пилукас отказался уточнить, какие именно замечания были сделаны, но отметил, что не хватило конкретики. И хотя точный срок на доработку не был установлен, общая установка дана – как можно быстрее и в таком виде, чтобы не возникло повторных дискуссий.
Таким образом, пока можно лишь твердо констатировать, что Клайпеда от идеи ОЦЛ не отказалась, и из «четверки» не выпадает. С определенностью можно также сказать, что разместится она в зоне порта (а не на территории СЭЗ, как предлагали некоторые). Определена и общая установка на привлечение частного капитала.
Ранее уже упоминался фаворит, которому симпатизировала администрация порта — клайпедское предприятие "VPA Logistics", владеющее двумя терминалами – на территории KLASCO и Балтийским центром логистики, расположенном близ ж/д станции «Draugyste». Кто будет на самом деле,– решит конкурс, утверждает Пилукас.
Шяуляй
Зато вполне энергично раскручивается шяуляйский проект. Его динамике благоприятствует то обстоятельство, что, в отличие от Клайпеды, здесь власти избавлены от проблемы выкупа частной земли, так как избранная территория – близ аэропорта – находится в муниципальной собственности.
Поэтому пока все идет по графику. 19 апреля самоуправление подписало договор с АО „Pramprojektas“на весь комплекс проектных работ, начиная с геологических исследований и топографии и заканчивая подготовкой портфеля документов для выбора подрядчика. Срок – январь будущего года, после чего тут же должны начаться строительные работы.
Весной консультант в лице “Ernst & Young”оценил стоимость всего проекта в 50 млн. литов, 85% из которых предполагается покрыть за счет ЕС, остальное – то есть 8 млн. литов – из местного бюджета. Примерно 28 млн. литов из этой суммы пойдет на оборудование интермодального терминала, 14 млн. – на обеспечение автомобильных и железнодорожных подъездных путей и 7,9 млн. – на проектно-экспертные работы. Помимо этого, планируется строительство контейнерного центра обслуживания, но сюда уже будут привлекаться частные средства. Прогнозируется, что уже в 2013 году. ОЦЛ сможет привлечь около 5 тыс. условных контейнеров (TEU), а к 2020 эта цифра возрастет до 34 тыс.
По оценке консультантов, на самом терминале будут заняты около 15 работников, а в складском хозяйстве на территории ОЦЛ – около 300 человек. Если же брать в расчет и 218 га примыкающей к нему территории промышленного парка, то общее количество новых рабочих мест может достичь 800 чел.
Впрочем, столь оптимистические прогнозы “Ernst & Young” разделяют далеко не все. В частности, к ним весьма скептически относится Витаутас Кудзис, президент Литовской ассоциации логистики.
«По логике вещей ОЦЛ должны создаваться на пересечении различных видов транспорта и там, где уже имеются мощные грузовые потоки. Это мы видим в Вильнюсе, Каунасе и Клайпеде, но я очень сомневаюсь, что данному условию отвечает Шяуляй. Например, через Каунас проходит транзит и в направлениях Север-Юг, и Запад–Восток, причем есть немало западных грузоотправителей, которые предпочли бы создавать крупные центры складирования не в Беларуси, а в Балтии. А вот откуда и зачем могут идти грузы в Шяуляй? – Большой вопрос», — сомневается он.
Post scriptum.
Общая панорама, таким образом, более-менее однородная: все четыре проекта ОЦЛ находятся в бумажной стадии, причем в трех случаях – Вильнюс, Каунас и Шяуляй, уже не за горами строительная.
Представители же уже существующего и действующего сектора логистики по-прежнему настроены скептически-выжидательно. И на вопрос, видят ли они в них свое место, обычно отвечают: почему бы нет – это зависит от условий, которые будут предложены.
«Наша компания арендует складские площади, и вполне довольна ими, учитывая местоположение центра логистики, который расположен и рядом с аэропортом, и с железной дорогой. Поэтому, если б мне предложили сменить диспозицию, то я сел бы за стол переговоров и сравнил по всем параметрам: цены, подъездные пути, оборудование складских помещений и т.д. И так, видимо, поступили бы и другие перевозчики», — просто отвечает Повилас Варасимавичюс, директор ЗАО «Sturvalas».
А вот мнение Лаймиса Марцинкявичюса, руководителя «Airport business park.»
«Я приветствую в целом инициативу правительства стимулировать развитие логистики в стране с использованием средств ЕС. Однако осваивать эти средства должны люди из частного сектора. Опыт показывает, что государственные чиновники с этой задачей справляются хуже. Поэтому поддерживаю ставку на партнерство частного и государственного капиталов, сделанную в Каунасе и Клайпеде, но не приветствую, когда этим хочет заниматься государство. В таких случаях и деньги осваиваются плохо, и непременно возникают попытки диктовать условия, искусственно ставя частный бизнес в уязвимое положение».
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.