Тенденции цен на дизельное топливо в Литве: обречены платить больше?

shutterstock_154675316-800x533

В последние годы цены на дизельное топливо колеблются не очень существенно, что позволяет чувствовать себя спокойно тех перевозчиков, которые заранее планируют свои расходы. Так как стоимость топлива менялась незначительно, «переворот» в затратах на перевозки тоже не произошел. В начале октября (в сравнении с мартом текущего года) дизельное топливо подорожало лишь в пяти государствах Европейского Союза. На Мальте цены остались без изменений, а в остальных странах дизельное топливо стало дешевле. Но почему в соседних странах стоимость топлива падала более резко, чем в Литве? Существуют ли предпосылки для того, чтобы топливо и у нас стало дешевле?

Если окинуть взглядом цены на АЗС в странах Европейского Союза, то взгляд остановится на Люксембурге. Феномен этой страны не перестает удивлять. В Люксембурге цены на дизельное топливо упали до 1,161 евро за литр. На такую цену с завистью смотрят перевозчики и водители со всего Европейского Союза. Создается впечатление, что Литва в этом плане – тоже своего рода феномен: в Латвии и Эстонии дизельное топливо стало дешевле соответственно на 6 и 12 евроцентов, в Польше – почти на 5 евроцентов, а в Литве –только чуть больше чем на 2 евроцента.

Литва по-прежнему остается одной из самых «дешевых» стран, но водителей и перевозчиков не радует то, что у нас стоимость топлива падает значительно медленнее, чем у соседей.

СтранаРозничная цена на дизельное топливо в октябре 2014 г.Розничная цена на дизельное топливо в марте 2014 г.Разница
Австрия€ 1.304€ 1.328€ -0,024
Бельгия€ 1.425€ 1.452€ -0,027
Хорватия€ 1.309€ 1.301€ +0,008
Болгария€ 1.305€ 1.266€ +0,039
Кипр€ 1.429€ 1.442€ -0,013
Чехия€ 1.332€ 1.340€ -0,008
Дания€ 1.517€ 1.534€ -0,017
Эстония€ 1.227€ 1.344€ -0,117
Финляндия€ 1.443€ 1.528€ -0,085
Франция€ 1.277€ 1.319€ -0,042
Германия€ 1.413€ 1.416€ -0,003
Греция€ 1.257€ 1.376€ -0,119
Венгрия€ 1.353€ 1.382€ -0,029
Ирландия€ 1.450€ 1.478€ -0,028
Италия€ 1.664€ 1.674€ -0,010
Латвия€ 1.223€ 1.282€ -0,059
Литва€ 1.257€ 1.280€ -0,023
Люксембург€ 1.161€ 1.195€ -0,034
Мальта€ 1.360€ 1.360€ 0
Нидерланды€ 1.472€ 1.493€ -0,021
Польша€ 1.234€ 1.282€ -0,048
Португалия€ 1.387€ 1.400€ -0,013
Румыния€ 1.391€ 1.360€ +0,031
Словакия€ 1.341€ 1.356€ -0,015
Словения€ 1.359€ 1.332€ +0,027
Испания€ 1.312€ 1.340€ -0,028
Швеция€ 1.472€ 1.545€ -0,073
Великобритания€ 1.703€ 1.648€ +0,055

Рассказывая о различиях снижения стоимости топлива в Литве и соседних странах, Дайва Йокшене, руководитель литовской ассоциации компаний, занимающихся торговлей нефтепродуктами (ЛАКТНП), утверждает, что в статистических отчетах представлена стоимость топлива без скидок для водителей. Если эти скидки применить, то ситуация может измениться. Важную роль играет также и конкуренция среди продавцов: «Одна из причин – конкуренция среди поставщиков топлива. Другой причиной можно считать величину скидок, применяемых в каждой отдельной стране. В статистических данных указывается цена“ брутто“, т.е. цена без предоставляемых потребителям скидок. Скидки на топливо в Литве – самые большие, если сравнивать их со скидками в Латвии и Эстонии».

Цены на нефть идут резко вниз – почему резко вниз не идет цена на топливо?

В июне нефть стоила примерно 107 долларов за баррель. В настоящее время ее цена упала до 90 долларов за баррель. Как уже говорилось, стоимость топлива менялась незначительно. Но следует отметить, что в последнее время доллар в отношении евро подорожал, а это, в свою очередь, должно было амортизировать падение цен и держать их на том же уровне. Упадет ли цена на нефть еще больше? Д. Йокшене отмечает, что ответить на этот вопрос очень трудно. Причиной тому является методика определения цены на нефть и сложные составляющие этой формулы.

«Цена на нефть зависит от спроса, предложения и курса доллара. На спрос в какой-то мере влияет ОПЕК. Ближайшее заседание ОПЕК планируется 27 ноября в Вене. На заседании планируется обсуждение вопроса о том, будет ли пересматриваться план добычи нефти в 2015 году (план – добывать по 30 млн баррелей нефти в день). Цена на нефть в значительной степени зависит от затрат на ее разведку и добычу. За последнее десятилетие эти затраты возросли. Поэтому падение цены на нефть – до такой степени, когда ее добывать будет все еще выгодно – зависит и от упомянутых затрат», – отмечает Д. Йокшене.

Рассказывая об «оружии местного значения», направленное на снижение цен, собеседница выделила несколько способов, позволяющих покинуть АЗС с более полным кошельком или более полными баками. Правда, эти способы всем давно известны, но политики не хотят отказываться от поступлений в бюджет за счет доходов от продажи топлива.

«Розничная цена на топливо в значительной степени зависит от налогов (НДС и акциза) и его оптовой цены. Налоги (НДС и акциз) составляют примерно 50 проц. розничной цены. Поэтому очень важно не повышать акциз на топливо больше, чем на минимум, установленный в ЕС. Если акциз будет повышаться, то топливо станет дороже. В настоящее время в Литве акциз на дизельное топливо соответствует минимальным требованиям ЕС. Акциз на бензин и автомобильный газ – больше установленного минимальными требованиями ЕС. В Литве оптовую цену на топливо можно регулировать путем уплотнения конкурентных условий среди поставщиков. Нужно изменить Закон о государственном запасе нефти и нефтепродуктов – с одной стороны, это помогло бы повысить конкуренцию среди поставщиков, с другой – снизить цены».

Обычно, когда мы говорим о ценах на нефтепродукты, мы помним лишь о том, что они постоянно растут. В течение последнего полугодия нефтепродукты стали немного дешевле, но это снижение их стоимости настолько несущественное, что вскоре будет забыто. Остается радоваться тому, что затраты на топливо, которое перевозчики заправляют в свои топливные баки, более или менее стабилизировались.

Подготовлено по материалам energy.eu.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0