Украина де-факто уже в Таможенном союзе

Ukrain-perevozki

Переговоры о вступлении Украины в Таможенный союз с Россией, Белоруссией и Казахстаном не ведутся. Такова официальная позиция как российского, так и украинского руководства. Однако де-факто присоединение Незалежной к ТС уже началось. Испуганный Евромайданом Виктор Янукович пока только не решается объявить об этом публично, а относящийся с пониманием к нему Владимир Путин учтиво молчит

Когда британский журналист издания The Economist Эдвард Лукас в разгар украинского политического кризиса со ссылкой на свои источники заявил, что Украина согласилась на вступление в Таможенный союз в обмен на 15 млрд долларов и скидку на газ, а потом эту информацию растиражировали украинские СМИ, на Майдан Незалежности в Киеве вышел 1 млн обозленных граждан. Испугавшаяся последствий такого решения украинская власть стала отчаянно отрицать факт договоренностей на этот счет с Кремлем.

Градус протестных настроений понизился, но Янукович, слетав в Москву, действительно привез оттуда и 15 млрд, и скидку на газ. А вот речи о Таможенном союзе на переговорах с Януковичем Путин, по его словам, не вел. Вот только все это выглядит как плохая маскировка: на саммит Таможенного союза в качестве «наблюдателя» украинский премьер-министр Николай Азаров все-таки поехал. И это притом что ранее Москва однозначно заявляла: никаких «наблюдателей» — вступайте или не морочьте голову.

Кстати, на саммит, проходивший 24 декабря, собирался сам Янукович. Почему не поехал — загадка. Особо критично настроенные к власти украинские СМИ стали говорить о том, будто здоровье гаранта украинской конституции подорвал инсульт, но верится в это с трудом.

Как бы то ни было, приходится констатировать: интеграция Украины с Таможенным союзом де-факто уже началась. На переговорах президентов 17 декабря стороны договорились о кооперации в области судостроения, отмене Украиной спецпошлин в отношении импорта легковых автомобилей, возобновлении сотрудничества в области авиастроения, снятии со стороны РФ торговых барьеров в отношении украинских производителей труб. А еще Украина обязалась не препятствовать поставкам на свой рынок российского угля.

Насчет очередного визита украинского премьера в Москву информация поступала крайне противоречивая. Хотя власти продолжали твердить, что «ни одной бумаги» подписывать с ТС не собираются, обычно информированные украинские СМИ наперебой сообщали (ссылаясь на неназванные источники, разумеется) о том, что Азаров собирается подписать с Союзом 60 новых соглашений. И почти все они касались «унификации таможенно-тарифной политики». Что это, если не фактическое поэтапное вступление Украины в политико-экономический союз с соседями, о котором предупреждали накануне все видные экономические эксперты?

Но и это еще не все. 18 декабря на заседании украинско-российской межгосударственной комиссии, которое состоялось в Москве, стороны договаривались о «намерении сблизить техрегламенты». «Комиссия постановила поручить правительствам Украины и Российской Федерации обеспечить разработку и подписание в сжатые сроки меморандума о содействии Российской Федерации по сближению технических регламентов Украины и Таможенного союза», — говорилось в протоколе заседания, текст которого был опубликован на сайте президента Украины.

Улучшения ситуации с товарооборотом между ТС и Украиной в Евразийской экономической комиссии ожидают уже в следующем году.

За всеми этими пространными формулировками определенно стоит углубление экономической интеграции Украины с Таможенным союзом. Вот только официально об этом объявят где-то в 2014 году, когда Майдан разойдется, а градус накала в политическом противостоянии на Украине снизится. Директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко уверен, что официально к рассмотрению вопроса об интеграции Украины стороны вернутся осенью 2014 года. «Осенью будущего года или в конце будущего года тема участия Украины в Таможенном союзе будет предметом очень серьезных и очень острых дискуссий. Может, будет даже принято решение по этому вопросу. Не исключено», — прогнозирует эксперт.

А пока российские чиновники нарочито учтиво хлопают Украину «по плечу» и не без иронии замечают, что она сможет совмещать и Таможенный союз, и ассоциированное членство в ЕС. «Противоречий никаких нет», — заверил помощник российского президента Юрий Ушаков.

Попутно Кремль намекает запутавшемуся соседу устами главы МИД РФ Сергея Лаврова: Россия все-таки ждет Украину в ТС. «Евразийские интеграционные структуры открыты и для других партнеров по СНГ. Разумеется, заинтересованы видеть участником этих процессов Украину при понимании, что это – выбор украинского народа», — отметил глава внешнеполитического ведомства России.

О чем же в действительности договариваются высшие руководители обеих стран за закрытыми для журналистов дверями, остается только догадываться. Директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований имени Разумкова Василий Юрчишин уверен: большинство принимаемых сейчас между государствами документов засекречены неслучайно. «Правительство будет повторять слова о европейском выборе и подготовке к подписанию соглашения об ассоциации. Но если все промышленные стандарты будут сориентированы на рынки стран СНГ, необходимые для сближения со стандартами ЕС структурные изменения в украинской экономике будут отложены в долгий ящик», — объясняет эксперт.

Росбалт

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 113
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 52
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 458
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 188
0