«Прокуроры-адвокаты» — немыслимое сочетание, но, оказывается, вполне возможное»

business-risk

Как протащить через таможню итальянскую бронетехнику, чтобы не платить пошлину? Легко: налепить на нее знаки Красного Креста. Зачем ФТС самолет с VIP-салоном? Возможно, чтобы летать на юга. Кто «крышует» все это? Судя по всему, прокуратура

О коррупции в Федеральной таможенной службе (ФТС) рассказывают простые водители фур и владельцы крупных коммерческих компаний, журналисты и политологи. Все без толку. Максимум, чего удается добиться, — это уголовные дела против чиновников средней руки. Да и то эпизодически. Высшее руководство Таможенной службы, конечно же, всегда оказывается ни при чем. О том, что происходит в ФТС, «Особой букве» рассказывает депутат Государственной думы Дмитрий Горовцов.

— Вы выступили с рядом заявлений в прессе, практически обвинив руководство Федеральной таможенной службы в коррупции, а прокуратуру — в потворстве ей. Причем назвали конкретные структуры и, главное, фамилии людей, вовлеченных в подозрительные схемы. И это удивительно, потому что ФТС всегда очень удачно уходила от по-настоящему сильных антикоррупционных ударов…

Все давно к этому шло. Больше года назад в Думе по единогласному решению всех фракций был создан Координационный совет по оптимизации процедур перемещения внешнеторговых грузопотоков. В его составе я возглавляю секцию по взаимодействию с правоохранительными органами. Поэтому изучение деятельности силовых структур и прокуратуры в таможенной нише — моя прямая функциональная обязанность.

Она помогает и в законодательной работе — думские поправки к законопроекту «О таможенном регулировании» принимались с моим участием.

Правительственная инициатива по внесению этого документа была связана с решением Владимира Путина в мае 2012 года о ликвидации холдинга ФГУП «РОСТЭК» — коммерческой структуры, в Уставе которой не постеснялись прямо записать, что она находится в «ведении» ФТС.

С этого, по сути, и началась моя работа.

Холдинг «РОСТЭК» оказался противозаконной структурой. Самый поверхностный анализ показал, что рынок брокерских и складских услуг был монополизирован «РОСТЭК». Иными словами, чиновно-коммерческая связка, выражаясь военным языком, полностью «господствовала в воздухе» со всеми вытекающими последствиями.

— Попросту говоря, «крышует» все эти коррупционные схемы?

«Крышует» — это все же не юридический термин, не будем забывать.

Знаете, первоначально связь прокуратуры и таможенников казалась мне похожей на известный эпизод из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова. Помните, как там ксендзы обрабатывали Адама Козлевича? Вот и я полагал, что таможенные ксендзы у нас просто умело охмуряют козлевичей из прокуратуры, и в силу этого те не видят очевидного.

Но факты, которые стали мне известны, заставляют смотреть на эти отношения под совсем другим, далеко не юмористическим углом.

—Так как же выстроена система взаимопомощи между прокуратурой и ФТС?

Воспроизведу этот логический ряд. Тут все тоже, к сожалению, весьма типично. Вот яркий пример: вы наверняка слышали о скандальной сделке по закупке ОАО «Оборонсервис» огромной партии итальянских бронетранспортеров, по всем параметрам уступавшим нашей отечественной технике. Я просил прокуратуру проверить эту сделку на предмет наличия в ней криминала и дать оценку действиям руководства ФТС. Ведь именно с их ведома участники сделки сумели уклониться от уплаты многомиллионной ввозной таможенной пошлины путем жульнической операции.

На борта закупленных итальянских машин нацепили наклейки Красного Креста, затащили носилки — и таможня тут же признала эту бутафорию медицинской техникой, освобождаемой от налоговых пошлин.

— Надо отдать должное нашим чиновникам с таможни — сработали с выдумкой.

Нет, слишком уж очевидная комбинация. Однако она не вызвала никакой реакции Московской межрегиональной транспортной прокуратуры. Лишь когда дело приобрело огласку, ловкачи вынуждены были заплатить в бюджет 350 млн рублей. При этом виновные лица в ФТС не понесли никакой ответственности.

Другой мой запрос был связан с незаконной выдачей в ФТС спецталонов на автотранспорт, являющихся документами оперативного прикрытия, ограничивающими право досмотра и проверку людей и грузов. На таможне их раздавали как шоколадки в детском саду.

К примеру, один из руководителей обеспечил ими три свои машины. Имела такую «непроверяйку» и жена главы ФТС Андрея Бельянинова, и даже его сосед по даче — некто Ежов, лишенный прав за езду в пьяном виде. Как ни открещивался от этого Ежов, но и он, оказывается, сексот…

Но как только начались следственные действия, тут же со скоростью звука из все той же Московской межрегиональной транспортной прокуратуры примчались «прокуроры-адвокаты» (немыслимое сочетание, но, оказывается, вполне возможное для наших дней) и молниеносно заблокировали следствие. Получателей этих талонов объявили секретными агентами.

Не буду обвинять «око государево» в получении адвокатских гонораров; скорее всего, смысл этого кульбита в том, чтобы избежать публичного разбора прокурорских постановлений путем засекречивания всего дела. Но суть от этого не меняется: на мой взгляд, мы имеем типичный факт коррупции и отмазку виновных.

В настоящее время дело находится на рассмотрении судебной системы, которой, полагаю, предстоит принять решение, имеющее самое принципиальное значение. Я оптимист, поэтому надеюсь, что суды не позволят закрепить лазейку для увода виновных от ответственности, отказывая следствию в установлении истины под предлогом псевдосекретности.

— А упомянутый выше глава Федеральной таможенной службы Бельянинов как-то вовлечен в следственное разбирательство?

Я просил возбудить уголовное дело против Бельянинова за воспрепятствование следствию. Жду, что хотя бы дадут оценку его действиям. Но то, что глава ФТС пришел в ярость от самого факта проведения расследования в его вотчине, — очевидно.

Опущу подробности проникновения следственной группы в здание ФТС — тут впору вспоминать Скорцени. Андрей Юрьевич Бельянинов лично препятствовал следствию: врывался в помещение, где проходило изъятие, выхватывал документы, угрожал увольнением сотрудникам МВД и ФСБ и так далее.

Его личная заинтересованность в этом деле понятна. Ясно, что без его санкции полковник Кузнецов, раздававший спецталоны, никогда бы самовольно не решился на эти действия…

Считаю, что этот эпизод принципиально важен. Если каждое следственное действие, сопряженное с высоким рангом чиновников, будет получать такой отпор, что тогда можно требовать от следователей.

Сейчас еще по одному эпизоду мне приходится объясняться со следователями. Речь идет о самолете Ту-134 А, который был передан ФТС в целях, как официально заявлялось, повышения эффективности работы «при проведении операций по выявлению и пресечению контрабанды, незаконного оборота оружия и наркотических средств». Как водится, провели ремонт самолета и при этом умудрились дооборудовать его салоном в VIP-варианте, на что потратили свыше 46 млн рублей.

Можно только порадоваться, что для вылетающих на операции таможенников соорудили буфетные стойки — как же без них. Но в смете на ремонт объявился еще и некий «главный пассажир». Под него были обустроены «персональное купе» и отдельная туалетная комната. Втащили даже трехместный диван-кровать….

— Наверное, тучный товарищ этот «главный пассажир»…

Скорее, не любит пребывать на диване в одиночестве. Или же проблемы устойчивости во время полетов…

Но важнее выяснить: только ли сотрудники ФТС пребывали на борту в ходе служебных полетов? И зачем авиалайнер по десять раз летает в отнюдь не приграничную Киргизию (ох и хорош там Иссык-Куль) или что досматривали наши таможенники в Испании и Тель-Авиве?

— Насколько вообще реально привлечь и осудить сотрудника таможни? Есть ли статистика на этот счет?

Этот вопрос я сейчас как раз изучаю — запрашиваю необходимые данные… Пока складывается впечатление, что таких дел то ли просто нет, то ли они не доходят до судов.

Хотя вот сейчас в Брянске следователи, честь им и хвала, сумели все-таки добраться до суда — там будет рассматриваться уголовное дело советника гендиректора «РОСТЭК» Александра Романова. Он сумел создать ОПГ, которая несколько лет собирала дань с грузоперевозчиков на одном из таможенных постов Брянской области.

Как удалось Романову, проживающему в Москве, организовать и управлять этой группой? Следователи объяснили его возможности обширными связями в системе «РОСТЭК» и «госструктурах РФ»… Но что мешает внести конкретность? К примеру, исследовать вопрос о причастности к карьере Романова его бывшего сослуживца по Германии — главы ФТС Бельянинова. В принципе руководителю таможни России не возбраняется являться на ресторанные празднования круглых дат к скромному советнику и распевать там с ним дуэтом. Даже когда в этот период уже расследуется уголовное дело. Но если Романов действовал в таможенном пространстве, то степень его связь с ее руководителем просто обязана выясниться.

Тем не менее, подчеркну еще раз, наиболее актуальным сейчас является вопрос о роли прокуратуры на таможенном направлении, поскольку он явно начинает выходить за пределы отдельных случаев.

— Здесь хотелось бы подробнее. В блогосфере и ряде СМИ озвучивается мнение, что коррупция в ФТС «крышуется» прокурорскими работниками даже не среднего уровня, а именно что высшего.

Не берусь это утверждать, но некоторые моменты настораживают. Скажем, только что в ФТС вдруг озадачились проблемами взаимоотношений с «АСМАП» (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков) — заговорили о некоем долге этой организации в 20 млрд рублей. И почти сразу это начинание решила подхватить все та же Московская межрегиональная транспортная прокуратура. Однако вместо того чтобы бросить все силы на выявление вымогателей на таможенных постах и делать это с помощью добросовестных грузоперевозчиков, транспортная прокуратура начинает тотальные внеплановые проверки «исполнения законодательства о внешнеэкономической деятельности «АСМАП». Поручение об этом им, оказывается, поступило свыше.

То есть можно констатировать, что в сплотку с таможенниками вступают уже не только транспортные прокуроры, но и руководство Генпрокуратуры РФ.

По поводу причин наезда на эту «АСМАП» есть две версии. Самое простое объяснение: президентом этой общественной организации является руководитель думского Комитета по делам транспорта Евгений Москвичев. А комитет, надо отдать ему должное, последовательно выступает против всех форм сращивания таможенников с коммерсантами.

Но мне высказывали и другую версию. Решение Путина о ликвидации «РОСТЭК» было принято по итогам заседания наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив — структуры, созданной президентом. Это, по сути, была реакция на многолетние стоны предпринимателей, которых кошмарят на рынке таможенной растаможки и связанных с этим услуг. И наиболее мощным и инициативным представителем этих возмущенных предпринимателей как раз и является эта самая «АСМАП». И сейчас им дают понять: ничего для вас не изменится, а за ваши жалобы получите по полной! Такой вот простой месседж, как сейчас говорят…

Если эта версия верна, приходится признать, что мы столкнулись со страшным явлением: союзом Генпрокуратуры — то есть высшей надзирающей правоохранительной инстанции — с чиновниками, мнящими себя таможенными хозяйчиками.

«Особая буква»

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 61
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 121
0