Посол Казахстана в Латвии о развитии двусторонних отношений

xeCYez

На встрече с с редакторами и журналистами латвийских СМИ посол Казахстана в Латвии Баурджан Мухамеджанов говорил о развитии отношений между нашими странами. Он подчеркнул, что главным приоритетом экономического сотрудничества является транзит, транспорт и логистика.

Дипломатические отношения между Казахстаном и Латвией были установлены в 1992 году. В 1995 году в Вильнюсе было открыто Посольство Казахстана в Литве, Латвии и Эстонии. В 2004 году начало работу Консульство Казахстана в Риге и в том же году в Казахстане открылось Посольство Латвии.

С марта 2011 года послом Латвии в Казахстане был Юрис Маклаковс. А с мая 2013 года приступил к своим обязанностям посол Казахстана в Латвии Б. Мухамеджанов.

Свидетельством тесных экономических отношений стали многократные встречи и визиты на самом высоком уровне. В Казахстане побывали все президенты Латвии — Гунтис Улманис, Вайра Вике-Фрейберга, Валдис Затлерс и Андрис Берзиньш. В течение 20 лет многократно встречались премьеры, министры и парламентарии обеих стран, подписаны соглашения о сотрудничестве в разных сферах. Такое разностороннее сотрудничество показывает обоюдный интерес в разных сферах, и прежде всего, в области транспорта и транзита, энергетики, промышленности и торговли.

Внешняя торговля

В экономическом плане Казахстан для Латвии представляет интерес как перспективный партнер с энергетическим потенциалом и богатыми природными ресурсами. Для Казахстана Латвия значима как транзитная страна для перевалки грузов через незамерзающие морские порты на западные рынки.

По данным таможенных органов РК внешнеторговый оборот в 2012 году составил 344,4 млн. долларов (экспорт — 289,7 млн., импорт — 54,7 млн. долл.), что на 115,8 млн. долл. или 50% больше, чем за 2011 г. —228,6 млн. долл. (экспорт — 183 млн., импорт —45,6 млн. долл.). В 2010 году товарооборот составил 201,5 млн. долл. (экспорт — 135,6 млн., импорт —65,9 млн. долл.).

По итогам первого полугодия 2013 года товарооборот составил 276,7 млн. долларов. Экспорт — 244,3 млн., импорт — 32,4 млн. долл. Данный показатель на 40% больше, чем за аналогичный период 2012 г. (209,7 млн. долл. США).

Из Казахстана в Латвию экспортируется: нефть и нефтепродукты — 55,5 %; волокно хлопковое, нечесаное — 11,6 % ; семена льна, дробленые или недробленые — 7,3 %; семена рапса или кользы, дробленые или недробленые — 6,8%; отходы и лом черных металлов, слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки) — 6,2 % и др.

В Казахстан из Латвии ввозятся: плиты древесно-стружечные, плиты из древесины или других одревесневших материалов — 22,4 %; лекарственные средства — 17,7 %; кирпичи огнеупорные, блоки, плитки, строительные материалы — 15,2%; готовая или консервированная рыба: икра осетровых и ее заменители — 13,8%.

В Казахстане зарегистрировано 60 совместных предприятий с участием латвийского капитала. В основном это предприятия в сфере транспорта и логистики, торговли, финансов и консалтинга. Крупные латвийские фармацевтические предприятий Grindeks и Olainfarm в РК имеют свои представительства. В Алматы также находятся представительства коммерческих банков Латвии — Rietumu, Baltikums, ABLV.

Приоритеты — транзит, транспорт и логистика

Г-н посол отметил взаимную заинтересованность в сотрудничестве в транспортно-транзитной сфере. Транзитно-транспортное сотрудничество является важным направлением казахстанско-латвийского взаимодействия. С 2003 года между двумя странами курсирует контейнерный поезд «Балтика Транзит», доставляющий разные грузы из латвийских портов в Казахстан. Подписано соглашение о курсировании контейнерно-контрейлерного поезда «Балтика-Транзит-2» с целью осуществления международных мультимодальных перевозок. В Литве начал курсировать поезд «Балтийский ветер», который будет поставлять в Казахстан запасные части для автомобилей Renault. По словам г-на Мухамеджанова, эффективность железнодорожных перевозок, особенно для срочных грузов, очевидна. Поездом из Казахстана в Латвию и Литву можно доехать за 10—12 суток, морем — за 45.

С 2005 года Казахстан имеет в Вентспилском порту свой зерновой терминал — первый в ЕС казахстанский объект, через который идет перевалка казахстанского зерна на мировые рынки. Ежегодно через него переваливается 500—700 тыс. тонн зерна (пропускная способность 2,5 млн. тонн в год).

Интерес к Рижскому свободному порту и аэропорту «Рига» подтвердил министр транспорта и коммуникаций РК Аскар Жумагалиев, побывавший в Риге с рабочим визитом год назад. Во время вчерашнего посещения Рижского свободного порта посол Б. Мухамеджанов внимательно ознакомился с его деятельностью. Он напомнил, что через Рижский порт ежемесячно проходит 1700 контейнеров или 370 тыс. тонн ферросплавов из Казахстана. Раньше эти грузы шли через Клайпеду, но Рижский порт предложил лучшие тарифы и преференции. «Конкуренция — залог лучшего качества услуг, — подчеркнул посол. — Задача — обеспечить загрузку контейнеров в обе стороны».

Относительно прямого авиарейса Астана — Рига или Алматы — Рига, г-н посол заметил, что возможно решение этого вопроса с ЕС уже в этом году.

Успешно действует Смешанная казахстанско-латвийская комиссия по вопросам международных автомобильных перевозок, очередное заседание которой состоялось в Астане в апреле 2013 года. С начала 2013 года в Риге функционирует представительство АО «Казахстанские железные дороги» в странах Балтии и Европы.

Стороны активно сотрудничают в рамках Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК). Сопредседателем Комиссии с казахстанской стороны является ответственный секретарь МИД РК Рапиль Жошыбаев, с латвийской стороны — министр сообщений Анрийс Матисс. В мае в Астане состоялось пятое заседание МПК, в ходе которого был рассмотрен широкий спектр вопросов двустороннего сотрудничества в области транспорта, предпринимательства, информационных и коммуникационных технологий, электроэнергетики и экономии электроэнергии, стандартизации и оценки соответствия, безопасности пищевой продукции и защиты здоровья животных, образования и науки, внешней торговли, здравоохранения, государственной службы и др.

Под эгидой Конфедерации работодателей Казахстана и Конфедерации работодателей Латвии успешно работает Казахстанско-латвийский совет по деловому сотрудничеству. Сопредседателями Совета являются с казахстанской стороны — Аскар Мамин, президент АО «НК «Қазақстан темір жолы», с латвийской — Угис Магонис, председатель правления ГАО «Латвийская железная дорога». Первое заседание Казахстанско-латвийского Совета по деловому сотрудничеству состоялось 17 января 2012 года в Астане.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0