Актуальные проблемы рынка международных грузоперевозок
В условиях Таможенного союза и Единого экономического пространства существенно возрастает роль и значение транспорта во внешнеторговой деятельности и социально-экономическом развитии России.
Объемы рынка транспортных услуг, в том числе, обеспечиваемых с использованием автомобильного транспорта, неуклонно растут.
Необходимо отметить ряд проблемных вопросов, негативно сказывающихся на деятельности в этой области в сложившихся условиях.
Одной из серьезных проблем является ослабление мер по защите национального рынка международных автотранспортных перевозок и интересов отечественных перевозчиков, что в значительной мере связано с ныне действующей системой контроля.
В связи с образованием Таможенного союза и переносом транспортного контроля на внешнюю границу Таможенного союза, а также упрощением контроля на государственной границе Российской Федерации и передачей полномочий по транспортному контролю в пунктах пропуска российским таможенным органам в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ространснадзор выполняет государственный контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок на стационарных и передвижных контрольных пунктах на территории Российской Федерации.
Этот контроль является выборочным. К примеру, на территории Смоленской области функционирует 3 стационарных контрольных пункта, что при наличии достаточно разветвленной сети автомобильных дорог, по которым их можно их объехать, не позволяет пресекать все нарушения иностранными перевозчиками требований российского законодательства и разрешительной системы. Степень автоматизации контрольных процедур на КП Ространснадзора, а также обеспечения их средствами связи для оперативной передачи необходимой для контроля информации недостаточна.
Ространснадзором контроль проводится в местах, в обязательном порядке согласованных с МВД России. Это не позволяет оперативно менять места дислокации передвижных контрольных пунктов, что снижает эффективность контроля. Такая практика, связанная с необходимостью согласования мест контроля, действует только в Российской Федерации. В других странах Таможенного союза, а также в европейских странах такого непременного условия для контроля нет.
В итоге, по информации, прозвучавшей на Съезде транспортников России, в 2011 году зафиксировано более 52 тысяч случаев нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении перевозок грузов через белорусский участок границы. В связи с массовыми нарушениями законодательства Российской Федерации иностранными транспортными компаниями, российские перевозчики лишились около 15% от объема перевозок грузов в международном сообщении. Финансовые потери при этом оцениваются в сумму, превышающую 4,5 млрд. руб. Кроме того, наблюдается рост каботажных перевозок, запрещенных практически во всех европейских странах.
Осуществляемая Ространснадзором проверка разрешений на выполнение международной перевозки у иностранных перевозчиков не позволяет в полной мере пресечь нарушения законодательства Российской Федерации при осуществлении международных автомобильных перевозок.
Меры, принятые в 2012 году по повышению эффективности контроля на белорусском участке внешней границы Таможенного союза, способствовали улучшению ситуации, однако не привели к кардинальному сокращению количества перевозок, выполняемых с нарушениями требований действующего законодательства.
Озабоченность российских автотранспортников состоянием контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации нашла отражение в неоднократных обращениях к Правительству Российской Федерации по вопросу принятия незамедлительных мер по защите национального рынка транспортных услуг. По мнению автоперевозчиков, система контроля за использованием российских разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок должна быть серьезным образом изменена.
Несомненно, что предложения белорусской стороны по либерализации каботажных перевозок с дальнейшей поэтапной отменой разрешительной системы для перевозок в рамках Таможенного союза должны рассматриваться и прорабатываться компетентными органами государств Таможенного союза. Но для принятия итогового решения необходимо принять совместные меры по гармонизации законодательства стран-членов ЕЭП в части обеспечения равных условий работы для международных автоперевозчиков.
Наиболее актуальной в настоящее время в России является проблема существенного ухудшения условий для обновления парка транспортных средств, необходимого для сохранения и увеличения доли российских перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг.
Такая ситуация связана с необоснованно высоким уровнем утилизационного сбора, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2012 № 870, в отношении новых магистральных седельных тягачей, приобретаемых отечественными перевозчиками по импорту и являющихся основой подвижного состава российских перевозчиков.
Затраты на каждый приобретаемый тягач увеличиваются на сумму от 220 до 435 тыс. рублей, или около 10 % от его заводской стоимости.
Утилизационные сборы существенно снижают конкурентные возможности российских перевозчиков по сравнению с зарубежными, в том числе из стран Таможенного союза, где утилизационные сборы законодательно не предусмотрены.
При этом отмечается, что в среднесрочной перспективе не представляется возможным использование для перевозок транспортных средств российских производителей из-за несоответствия выпускаемых транспортных средств современным экологическим стандартам, ограниченной гаммой спецификаций и неконкурентным уровнем показателя цена-качество. Существенная диспропорция количества подвижного состава российских автоперевозчиков к количеству подвижного состава зарубежных автоперевозчиков, может привести к постепенному вытеснению российских автоперевозчиков с рынка автотранспортных услуг и потере десятков тысяч рабочих мест.
Представители международных автомобильных перевозчиков и Правление АСМАП направили обращение Правительству Российской Федерации о необходимости внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты по максимальному снижению размера утилизационного сбора для импортных седельных тягачей.
Если мы стремимся к гармонизации условий допуска на рынок автотранспортных услуг, то в обязательном порядке требуется решение данного вопроса, направленное на выравнивание условий перевозок на территориях всех стран Таможенного союза. Утилизационный сбор в России не должен превышать аналогичные платежи, применяемые в других странах.
Следует отметить также, что если говорить о проблемах, негативно влияющих на оперативность и эффективность перевозочного процесса, то одной из них являются продолжающиеся длительные простои транспортных средств в автомобильных пунктах пропуска через российский внешний участок границы Таможенного союза. В наиболее загруженных пунктах пропуска (Торфяновка, Бурачки) среднее время пересечения границы одним грузовым транспортным средством составляет около 20 часов, а в отдельные дни достигает нескольких суток. Этому способствует отсутствие единых нормативов проведения контрольных операций в отношении одного АТС, а также общего допустимого времени нахождения транспортного средства в пункте пропуска.
Главной причиной длительных простоев является несовершенство технологий таможенного оформления и таможенного контроля, избыточность запрашиваемых у перевозчика сведений, недостаточное использование предварительно направленной перевозчиком информации.
Установка нормативов по времени проведения контроля, а также сокращение количества сведений, представляемых для таможенного контроля в электронной копии таможенной декларации, более широкое использование предварительной информации в пунктах пропуска, а также перенос основных контрольных и досмотровых операций из пунктов пропуска в места доставки на внутренние терминалы будут способствовать значительному сокращению непроизводительных простоев АТС и сроков доставки грузов и, как следствие, снижению экономических потерь перевозчиков.
Подводя итоги, можно сказать, что требуется комплексный подход к решению вопросов, связанных с совершенствованием условий осуществления автоперевозок в рамках ЕЭП. Вопросы эти лежат в законодательной, организационной и экономической областях функционирования всех стран-участниц Таможенного союза и требуют совместных усилий.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.