Центры логистики – латвийский вариант

logistic-center

Спектр мнений о развитии логистики в Латвии, в частности, системы центров логистики, весьма противоречив. И, как это часто бывает, наибольшей критике она подвергается со стороны собственных транспортников и экспертов. В то время, как соседи считают, что Латвия, как и другие страны Балтии, пример на зависть. Ну, а как дела обстоят на самом деле, попробуем разобраться в этой статье.

К сожалению, мы не располагаем статистическими сведениями, которые бы позволили количественно сравнить три балтийские республики по степени развития логистики. Таких данных, видимо, просто нет, потому что само понятие – Центр логистики(ЦЛ), довольно расплывчатое, и на практике часто трактуется весьма произвольно. Например, им может быть назван обычный склад. Если же классифицировать по числу функций, то это колоссальная работа, итогом которой станет, лишь подтверждение разнобоя.

Поэтому, логистику сравнивают обычно по косвенным данным. Например, в октябре 2010 такие предпринимательские объединения, как «За лучшую Латвию», Ассоциация автоперевозчиков «Latvijas Auto», Латвийская национальная ассоциации экспедиции и логистики и др., подписали меморандум, адресованный правительству и констатирующий совместные намерения добиваться того, чтобы поддержка развития инфраструктуры транспортная отрасль рассматривалась как приоритет в области экономики. В нем утверждение о том, что Латвия отстает по логистике от своих соседей, обосновывалось темпом развития перевалки грузов. Если в последние 10 лет в Литве они выросли в 1,6 раз, в Эстонии – в 1,14, то в Латвии только в 1,08 раза.

Впрочем, встречаются и попытки более углубленного изучения вопроса. В частности, в статье сотрудницы Института дорожного транспорта при Рижском техническом университете Натальи Подберезки на основе выборки наиболее крупных или известных своей продвинутостью ЦЛ (см. табл.1) дается содержательный анализ этого процесса.

Естественный выход

В современных анналах логистики венцом ее считаются крупные мультимодальные центры, т.е те , которые объединяют работу всех видов транспорта: сухопутного, морского и воздушного. Считается, что именно при такой комбинации достигается наивысший эффект в снижении транспортных издержек благодаря умелой координации концентрации и доставки грузов. Увы, таких ЦЛ пока в Латвии нет.

Несколько лет назад таковой должен был появиться на территории бывшего советского военного аэродрома под Екабпилсом для обслуживания перевалки грузов из Китая в Европу. Предполагалось, что к аэродрому будет подведена железнодорожная ветка. Это был грандиозный проект со складскими площадями, терминалами и открытыми площадками общей площадью в 500 тыс. кв. м., способных переваливать в год 200 тыс. TEU (для сравнения – весь оборот латвийских портов -225 тыс.). Общая протяженность автомобильных дорог только на территории парка планировалась 8 км. Проект получил поддержку со стороны тогдашнего министра сообщений Айнарса Шлесерса – активного сторонника логистикостроя. Но компания «Central Euro-Asia Gateway», возглавляемая бывшим главой таможенной службы Калвисом Витолиньшем, занявшаяся проектом, оказалась жертвой классического рейдерского наезда со стороны группы юристов и была доведена до неплатежеспособности.

Впрочем, с определенными оговорками к мультимодальным ЦЛ можно отнести «DHL Logistics Center» и «Elipse BLC» , расположенный на территории Рижского аэропорта.

Как явствует из таблицы, большинство крупных латвийских ЦЛ существуют при бизнес-центрах и бизнес-парках и, в сущности, являются складскими хозяйствам. Своими ЦЛ располагают обычно и крупные торговые компании, такие, как «Maxima», «Rimi», «Spilva», «Jysk Linner Furniture» и др. Некоторые из них весьма крупные. Например, «Maxima Latvia» построила близ Риге ЦЛ площадью около 40 тыс. кв, у «RIMI» — 28 тыс. кв. м. А «Jysk» (15 тыс. кв. м.) обслуживает не только свою сеть в Латвии, но и в Литве, Эстонии, Румынии, Болгарии и Украине. Наконец, классическую категорию составляют ЦЛ, принадлежащие крупным транспортно-экспедиторским компаниям: «Willman logistics», «Atlas», «Kuehne + Nagel», «Elipse BLC», «Valmieras logistikas centrs», крупный (35 тыс. кв. м.) ЦЛ в Олайне от «Girteka logistika» и др.

В строительстве латвийской л-инфраструктуры довольно большой вклад вложили иностранные компании. В частности, один из крупнейших и высокотехнологичных центров «Wellman» в 2008 построила международная одноименная корпорация. 10 млн. евро вложила в местечке Сауриси в центр регионального значения известная швейцарская компания логистика «Kuehne+Nagel», которая в течении пяти лет намеревается расширить складские площади с 14 до 40 тыс. кв. м., из которых товары будут двигаться и в Россию. Это очень крупный игрок в сфере мультимодальных перевозок: на ее предприятиях в более, чем в 100 странах занято свыше 55 тыс. чел. Другим игроком стал австрийский центр грузовых услуг «Kaessbohrer», построившее в Риге ЦЛ «Kurbads» для консолидации и доставки грузов клиентам по всей Балтии автомобилей «Volkswagen». Наконец, самый крупный в Балтии ЦЛ разметила в Латвии и DHL.

КРУПНЕЙШИЕ ЦЕНТРЫ ЛОГИСТИКИ ЛАТВИИ

НазваниеКатегорияМестоПлощадь(гектаров)УслугиНаправления перевозок
Dominante ParkПарк логистики A классаĶeкава (20 км от Риги), близ шоссе A7/E6765таможенное оформление, маркировка, сортировка, упаковка, хранениеРегулярная и специализированная транспортировка в Европу, доставка в Балтию.
DOMMOБизнес-паркВ 6 км.от Риги, на соединении шоссе A5 и A858Складские услугиДоставка в Балтию, транспортировка в Европу.
EIRKELБизнес-центрs Елгава, возле магистрали A8, связанной с европейскими49Складские услугиДоставка в Балтию, транспортировка в Европу
NP Jelgavas Biznesa parksБизнес- паркsЕлгава23Maшиностроение, металлообработка и оптовые складыДоставка в Балтию, транспортировка в Европу.
Wellman
Центр логистики sСаласпилс, близ шоссе E67, близ железных дорог и Риги6.2Хранение, кодировка, маркировка, подготовка товаров к продаже рТранспортировка в Литву и Эстонию, при необходимости – в Россию на местном транспорте
Elipse BLCЦентр логистикиНа территории аэропорта „Rīga”6Складские услугиДоставка в Балтию, транспортировка в Европу
Kuehne + NagelЦентр логистикиSaуриси, возле Риги14Комплексные услуги логистикиEвропа

Основной недостаток в развитии инфраструктуры логистики в стране Подберезка видит в отсутствии концепции развития и координирующего начала со стороны государства. В Литве, например, это проявляется в идее строительства общественных центров логистики, которые призваны распределить и скоординировать грузовые потоки. В Латвии ничего подобного нет, а проекты лоббируются лишь со стороны бизнес-сообщества (пример тому – упомянутый меморандум). Пассивность государства не нравится и некоторым инвесторам. Например, крупная британская инвесткомпания «Оne Baltic Investment Group» провела маркетинговое исследование, после чего ее исполнительный Юрий Ушенинс заявил, что логистический бизнес является одной из латвийских перспективы. Но вкладывать в него компания станет лишь в том случае, если увидят к нему внимание со стороны правительства Латвии.

Однако, в Латвии, где сильны либеральные традиции, такие претензии власти явно не разделяют. Например, министр сообщений Улдис Аугулис, выступая на транспортной конференции, пояснил, в чем он видит роль государства. Он поставил ему в заслугу, что удалось осуществить три важные вещи. Во-первых, отменены накладные на товары, что позволяет перевозчикам существенно сэкономить время. Во-вторых, введен режим отложенного налога на добавленную стоимость (НДС). А именно, импортируя товары из третьих стран, в Латвии необходимо платить только таможенную пошлину, а НДС платит конечный потребитель. В-третьих, введены освобождения от таможенного поручительства при ввозе товаров в таможенные склады.

Впрочем, к числу забот государства, которые лежат на поверхности и явно отпугивают перевозчиков и инвесторов, явно относятся качество латвийских дорог, а главное — хронические кошмары-пробки на российско-латвийской границе.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0