Эстонская логистика: большой скачок
До 2005 года грузопоток через Эстонию постоянно рос. Как следствие, росло и количество предприятий, занимающихся логистикой, грузоперевозками. Однако с 2006 года наметился спад, например, в кризисном 2008 объем грузоперевозок по железной дороге сократился на 43%. Но в последние годы в стране наблюдается настоящий бум в строительстве портовых терминалов и центров логистики.
На предыдущем этапе для Эстонии была характерна чрезвычайно высокая концентрация инфраструктуры логистики. Львиная доля ее сосредоточена в руках одной компании –«Riigiressursside Keskus» (RRK). Ей принадлежат пять центров логистики (в таблице 4 их них помечены звездочками), а также участки, связанные с важнейшими начатыми проектами в порту Мууге и Нарве.
Концентрация проявляется не только во владении объектами логистики, но и в их географии. Как явствует из таблицы, почти все крупнейшие центры логистики (ЦЛ) расположены в Таллинне или близ него. И только в последние годы наметилась тенденция к региональным акцентам логистики.
Табл.1 КРУПНЕЙШИЕ ЦЛ ЭСТОНИИ
Наименование | Место | Территория, га | Площадь складов, тыс. кв. м. |
---|---|---|---|
Liiva* | Таллинн | 11 | 40 |
Paldiski* | 50 км. от Таллинна | 17 | 12 |
Tapa * | 100 км. от Таллинна и 95 от порта Мууге | 20 га | 40 |
Maardu * | На шоссе Ванна-Нарва, Таллинн(9 км. от центра) | 7,6 | 40 |
Palmers Logistics | Близ Таллинна | - | Около 20 |
Smarten Logistics | Ассаку, близ Таллинна | - | 30 |
Контейнерная лихорадка
Эстония, которая в 90-е годы лидировала в Балтии по грузообороту своих портов, болезненно переживает утрату первенства. Вернуть утраченные позиции она пытается за счет развития их контейнерной составляющей.
Свидетельством тому являются, прежде всего, два крупных проекта в порту Мууге. Здесь свое слово сказала российская компания «Rail Garant», которая в январе приступила к работам по строительству контейнерного терминала стоимостью в 60 млн.евро.
Согласно графику работ, представленному «Rail Garant Estonia», монтажные работы по установке оборудования для запуска первой очереди должны были быть завершены еще до конца 2012 года, а первые перевалки через него начаться в первом квартале будущего года. По мере развития терминала общее количество обрабатываемых контейнеров в Мууга в 2015 году планировалось довести до 300 тысяч TEU, а в 2016 – 400 тысяч TEU. По словам совладельца Группы компаний «Rail Garant» Николая Фалина, терминал будет способен обслуживать суда океанического класса типа «Panamax» и «PostPanamax» с шириной борта до 42 метров.
Поскольку «Rail Garant» является одним из лидеров российского рынка железнодорожных перевозок промышленных грузов, обладающий парком в 30 тыс. вагонов, он обещал обеспечить запитку терминала грузами из глубинных районов России – Поволжья, Урала, а также Казахстана.
Однако начатые работы в октябре неожиданно были остановлены. По одной и версий причиной тому стал уход из состава акционеров «Rail Garant» Фалина, главного инициатора этого проекта. Он продал свою долю (10%) своим партнерам. В компании заявили, что работы будут продолжены, но никаких конкретных сроков в связи с этим не назвали. По другой версии перерыв обусловлен тяжбой с компанией «Transiidikeskus», участвовавшей в тендере на этот проект и подавшей в суд на «Rail Garant» с обвинением в нарушении правил конкурса. В начале года Таллиннский окружной суд претензию не удовлетворил и договоры с портом не аннулировал. Но конкуренты подали в Государственный суд. И, по словам председателя правления «Tallinna Sadam» Айна Кальюранда, решено повременить, так как риски для «Rail Garant» сохраняются. Сами же представители компании ситуацию комментировать отказываются.
Между тем, в июле в порту один из мировых лидеров в сфере логистики — бельгийская компания «Katoen Natie» начала строительство крупнейшего в Эстонии ЦЛ площадью в 65 тыс. кв. м. Инвестиции в проект согласно прогнозам составят более 30 миллионов евро
ЦЛ будет создан в несколько этапов. Вначале (1 квартал 2013) будет построен склад на 25 тыс. кв. м и административное здание. Затем (к 2014) – еще складских помещений площадью 40 тыс. кв. м. И в заключении – 44 резервуара для хранения пластиковых гранул.
По словам представителя компании Марта Миллеса, новый ЦЛ будет обрабатывать различные виды грузов в регионе Балтийского моря, важнейшими из которых станут какао-бобовая продукция, потребительские товары и пластмассовые изделия. Через логистический центр в Муугаском порту товар будет направляться, прежде всего, в Россию, Белоруссию и на Украину.
Параллельно с этими проектами в новом порту Силламяэ (25 км от Нарвы) завершаются работы по строительству контейнерного терминала ориентировочной мощностью 800 тыс. TEU в год. Но на начальном этапе, в первый год работы, предполагается освоить около трети от этого объема. Терминал сможет принимать все виды контейнеров, включая танк- и рефконтейнеры.
В настоящее время производятся пробные приемки контейнеров, а регулярный сервис будет открыт в середине 2013 года. Новый терминал займет площадь порядка 40 га. В настоящее время ведутся работы по углублению дна, чтобы с нынешней отметки в 14 м довести глубину до 15,5 м. Кроме того, к терминалу подводится железнодорожная ветка, а также строится новая станция.
Вспомнили и о регионах
Приметой времени на нынешнем этапе для эстонской логистики стал ее региональный уклон. Он реализуется в двух макропроектах – Ида-Варумском и Валгском.
Для реализации первого проекта, охватывающего Северо-Восточный регион Эстонии со «столицей» в Нарве, создано специальное учреждение «Развитие промышленных зон Ида-Вирумаа», одним из учредителей которого, помимо самоуправлений Ида-Вирумаа, выступило Министерство экономики и коммуникаций. Первый шаг сделан в Нарве, где местные власти в 2010 г. передали 70 га земли для создания Парка производства и логистики «Кадастику». В перспективе промпарки будут созданы и в других городах региона – в Кохтла-Ярве, Йыхви и Кивиыли. Для создания инфраструктуры к ним Министерство экономики выделило более двух миллионов евро.
А в начале ноября состоялась церемония закладка сразу двух ЦЛ в Нарве. Примечательно, что их инвесторами являются компании российского капитала – «Febparts» и «Estin Warehousing». Фирма «Febparts», занимающаяся оптовыми поставками автозапчастей, первым делом построит складской комплекс, площадью 7000 кв. м. В рамках реализации второго этапа проекта она планирует увеличить площадь складов до 19 тыс. кВ. м.
«Estin Warehousing», специализирующаяся на оптовой продаже бытовой техники, светильников и электрооборудования, инвестирует 5 млн. евро в складской комплекс площадью 11 тыс. кв. м, планируя в дальнейшем его расширить.
В перспективе площадь двух ЦЛ должна достичь 80 тыс. кв. м. А всего в Северо-Восточный регион за 10 лет планируется привлечь около 800 млн евро инвестиций и создать 4400 новых рабочих мест, из которых на Нарву придется 1500 мест.
Примечательно, что один из учредителей фирмы «Estin Warehousing», петербуржец Дмитрий Пашинский мотивирует интерес к Нарве двумя соображениями. Во-первых, желанием головной компании — холдинг «Технопоиск» (СПБ), специализирующейся на поставках бытовой техники, выйти на европейский рынок, для чего нужны буферные склады в ЕС. И, во-вторых, поставлять товары из Китая потребителям в Европе и России.
Ну, а местные власти связывают все эти проекты с развитием порта Силламаэ, который уже обладает семью терминалами (в том числе для нефтепродуктов и новых автомобилей). Построенный в 2005, порт входит в «Свободную Таможенно-Экономическую Зону Силламяэ». А его хозяевами наполовину являются совладельцы крупного российского нефтетрейдера группы «Кинэкс» Андрей Катков и Евгений Малов, наполовину известный эстонский бизнесмен Тийт Вяхи.
Куда менее раскрученным является Валгский проект. Небольшой городок Валга на границе с Латвией, на реке Педели находится на пересечении железных дорог Эстонии, Латвии и России. С созданием таможенный пункт Койдула открывается прямой путь между российским и латвийским портами. Такое расположение послужило обоснованием для того, чтобы местные власти заказали проект промпарка «Вяйке-Лаатси». В конце 2008 городское собрание утвердило его детальную планировку с общей территорией около 60 га. Главным объектом на нем, под который отводится 50 га, будет ЦЛ.
Однако, пока этот проект лишь на стадии прокладки инженерных сетей. Реальное движение выразилось лишь в открытии в прошлом году в Валге Центра профобучения, в котором, в частности, готовят специалистов по логистике. На центр также возлагается и роль аналитического органа, который должен подключить университеты и научные центры. Здесь также планируется создать лабораторию упаковки, которая будет разрабатывать и испытывать новые экологически-безопасные материалы.
Post scriptum
Такое громадье планов, впрочем, вызывает скепсис и опасения среди аналитиков. Многие считают, что Эстония не в состоянии привлечь столько грузов, чтобы обеспечить запитку новых терминалов и ЦЛ. Так, аналитик Тимо Сас в статье под заголовком «Миф об эстонском транзите» пишет, что ни у Китая, ни у России нет серьезных резонов пользоваться эстонскими портами для транзита. Китаю не нужны посредники в торговле с Россией. А для российского бизнеса аппетит отбивают бюрократические барьеры и тяжелая проходимость границы. Поэтому, не ждет ли Мууге и Силламаэ судьба Вентспилского контейнерного терминала, который с размахом был построен в свое время, и уже лет десять ждет грузов, вопрошает он.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.