Беларусь: пятилетка логистики
Значение и возможности современной логистики в Беларуси осознали сравнительно недавно. Первый Центр логистики появился только в марте 2010 г. Однако, спохватившись, белорусские власти решили сделать большой скачок – согласно принятой программе, в течение ближайших пяти-семи лет страна должна покрыться густой сетью таких предприятий. При этом в основу грандиозных планов взят опыт Литвы.
Первенцем белорусского логистикостроения стал транспортно-логистический центр (ТЦЛ) «Минск — Белтаможсервис», расположенный на 17-м километре республиканской автомобильной дороги «Р — 1 Минск – Дзержинск». Он играет роль пункта таможенного оформления и специализируется на экспорте лесоматериалов и перевозке товарах для личного пользования.
Он стал первым из 50 объектов, включенных в «Программу развития логистической системы на период до 2015 года», принятую по постановлению Совмина от 29 августа 2008 г. В течение этого времени предполагалось инвестировать в логистику порядка 273 млн. евро государственных и привлеченных средств.
О том, что это не блажь, свидетельствуют цифры, озвученные в начале октября на Дне немецкой экономки заместителем министра экономики Беларуси Андреем Туром. Он сообщил, что в настоящее время в стадии строительства находится 41 такой центр. При этом 25 проектов реализуется по программе, а 16 — это дополнительные проекты по инвестиционным договорам. Семь из них уже действует.
Как и планировалось, наибольшее количество ТЛЦ (22) строится в Минской области в связи с пересечением здесь двух транспортных коридоров. За ней идут Брестская область (7), Витебская и Гродненская (по 4), Гомельская и Могилевская (по 2).
«Запасной аэродром»
Из чего исходят и на что рассчитывают белорусские стратеги? Прежде всего, из сравнительной оценки потенциалов своего географического положения. По оценкам Министерства транспорта и коммуникаций, доходы от логистики в Беларуси не превышают 7% ВВП, в то время как по европейской «норме» при схожих условиях они должны быть порядка 20%. По оценкам экспертов Всемирного банка, белорусская система логистики в списке из 140 государств занимала только 92 место. А использование собственного потенциала зам. директора Центра системного анализа и стратегических исследований Георгий Гриц оценивает в 25-30%.
Это особенно неоправданно притом, что Беларусь обладает вполне приличными даже по европейским канонам дорогами.
По мнению эксперта, такая отсталость несет в себе два очевидных минуса: удорожание себестоимости товаров за счет транспортной составляющей и недополучение валюты, в которой остро нуждается республика. Думается, что второй аспект стал важнейшим в мотивации властей, давших зеленый свет логистикострою.
При этом инициаторы компании исходят из того, что в настоящее время основные транзитные потоки завязаны на Москву. Однако транспортные пробки и дороговизна складских помещений в Подмосковье заставляют многих искать альтернативу. Беларусь как раз и может взять на себя роль запасного аэродрома, считают в транспортном Министерстве.
Развитию логистики способствует и создание Таможенного союза, который должен увеличить интенсивность грузовых потоков в обоих направлениях, считает член Совета по развитию предпринимательства при президенте, директор предприятия «Белинтертранс» Вячеслав Довнар. И Беларуси необходимо использовать этот шанс. Именно из этого исходили авторы Стратегии развития транзитного потенциала на 2011—2015 годы, принятой правительством в 2010 г.
Даешь качество
Цифра 50 смущает многих экспертов. Поговаривают, что ее уже собираются корректировать до 35. Если же судить по европейским меркам, где один крупный центр способен обслуживать территорию в радиусе 600 км., то достаточно и одного!
А в экспертном сообществе существует мнение, что новые ТЛЦ вообще строить не следует. Например, Василий Швед, директор логистического сервиса «Двадцать четыре» полагает, что нужно брать в аренду складские территории (а их хватает) и «доводить их до ума». По данным компании «ColliersInternational», только в Минске и прилегающих районах на продажу было выставлено около 180 тысяч кв.м. складов. Еще около 100 тыс. метров находится на стадии строительства.
Во всяком случае, эксперты понимают, что сдвинуть грузы в сторону Беларуси можно только в случае, если уровень белорусских ТЛЦ будет не ниже, чем у соседей.
«К сожалению, сегодня, если сравнивать Беларусь с соседними странами, то в части оказания транспортно-логистических услуг мы проигрываем. Так как, например, на стандартную обработку одного автомобиля в Польше уходит около трех часов, в Беларуси — два дня. Это влечет крайне неприятные издержки», — констатирует генеральный директор компании «AsstrA Forwarding» Олег Германович.
Недавно журнал «Дело» провел «круглый стол», участники которого констатировали, что строительство ТЛЦ в стране ведется хаотично. И лишь немногие заказчики четко понимают, на какие товары и сервисные услуги ориентирован тот или иной проект. Отмечалась и острая нехватка специалистов. К 2015 г. потребность в них достигнет 5 тыс. Но пока в стране по специальности «логистика» готовят лишь в одном вузе страны – Белорусском университете.
Чтобы дать разбег логистике, минские власти пошли на радикальную меру: в 2009 г. они отказались от монополии государства на владение ТЛЦ и отдали эту сферу в частные руки. Сегодня в них около 95% строительства. Принимаются активные меры по привлечению иностранных инвесторов. Этой цели, к примеру, был посвящен только что прошедший в Минске шестой Транспортно-логистический форум, куда были приглашены инвесторы из 12 стран. Однако, как констатировали участники диспута, аппетит у инвесторов отбивают два минуса: отсутствие прав на собственность (вместо этого предлагается аренда) и бюрократизм чиновников. По неофициальным данным, по этим причинам за период 2008-2009 в Беларуси развернулись и ушли около 40 иностранных инвестора.
Это нервирует даже самого А. Лукашенко. Он лично подписал несколько указов и постановлений, требующих ослабить чиновничье бремя в сфере логистики и грозящих расправами над теми, кто тормозит процесс. И подвижки кое-какие уже наметились. Большие ожидания, например, связаны с ТЛЦ «Щитомиричи» в Минской обл. (площадь -26 тыс. кв.м., стоимость – 32,2 млн. евро.), который строит чешская фирма «Метростав»(сдача в 2013). Чехи также намерены инвестировать 50 млн. евро и в другой проект — ТЛЦ на базе Витебского аэропорта, где также будет создана авиакомпания и сервисный центр. Среди проектов с иностранным участием также ТЛЦ на базе Оршанского авиаремонтного завода, который подвизались строить две гонконгские компании.
Среди инвесторов нет пока немцев. Тем не менее, Франк Майсснер, эксперт из Немецкой экономической группы, дал БЕЛТА во время Дней немецкой экономики в Минске оптимистический прогноз:
«Если Беларусь правильно расставит для себя ориентиры в развитии этого сектора, то в ближайшие годы можно добиться неплохих результатов», — сказал он.
Эхо Литвы
Белорусские власти не скрывают, что интерес к логистике у них возбудила Литва, где развитие инфраструктуры логистики началось гораздо раньше. Прошлым летом, например, министерство торговли провело в Минске встречу с представителями Литовской национальной ассоциации экспедиторов «Lineka», после чего представители госзаказчиков побывали в Литве. Не случайно к созданию одного из крупнейших ТЛЦ близ г. Ракова, в 25 км. от Минска на шоссе Минск–Вильнюс, привлекли литовских строителей – «Vinges Terminalas». С белорусской стороны в будущее СП вошло предприятие «Белинтертранс» .
Переговоры с литовским подрядчиком начались еще в 2007 г. Но кризис поставил в них многоточие. Однако, при посредничестве белорусского посла в Литве Владимира Дражина помощь неожиданно пришла со стороны другого литовского предприятия – ЗАО «Alvora», прекрасно зарекомендовавшего себя в Беларуси (им построено там около 15 объектов). Предприятие пообещало профинансировать проект — правда, деньги, как выяснилось, оно брало в кредит. В результате было создано СП из трех партнеров, названное «БелВингисЛогистик». В мае 2010 начались работы и в декабре 2011 г. первая очередь объекта была сдана.
Она представляет собой два склада – большой и малый общей площадью 16,5 тыс. кв. м. пропускной способностью 150-200 фур в сутки и переработкой по 4 тыс. тонн грузов. Шесть теплогазогенераторов обеспечивают постоянную температуру 18-20 град. Проект тогда получил высокую оценку со стороны комментаторов и квалифицировался как соответствующий всем евростандартам. Такую оценку дал сам премьер Михаил Мясникович, посетивший его в июне прошлого года.
К сожалению, сотрудничество партнеров омрачено внутренним конфликтом, который завис в белорусском суду. В рамках этой статьи автор не намерен исследовать коллизии конфликта, который был инициирован «Alvora» и, судя по материалам СМИ, противоречиво трактуется сторонами. Литовские инвесторы обвинили «Белинтертранс» в невыполнении своих обязательств и затягивании строительства и, в сущности, добиваются исключения из СП белорусского предприятия; его руководитель Вячеслов Довнар доказывает, что литовцы постоянно завышают стоимость объекта и не выполнили ряд инженерных параметров. В Высшем хозяйственном суде республики надеются на мировую.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.