Российские экспедиторы несут убытки из-за нового законодательства
Экспертный совет Торгово-промышленной палаты обратился в Минфин и Минэкономразвития РФ с предложением выработать совместно с представителями бизнеса единый подход к трактовке нормы применения нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиторских компаний, предоставляющих услуги по международной перевозке товаров.
Это решение было принято в ходе заседания экспертного совета ТПП по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, пишет Российская газета.
Федеральным законом от 27.11.2010 года N 309-ФЗ были внесены изменения в статью 164 НК РФ, в результате которых с 01.01.2011 нулевой ставкой НДС стали облагаться услуги по международной перевозке товаров, а также транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В результате многим предприятиям, оказывающим услуги транспортной экспедиции, в том числе и предприятиям — резидентам Таможенного союза, налоговые органы отказывают в возмещении НДС начиная с первого квартала 2011 года. Раньше их услуги были приравнены к экспортным операциям, а значит, фирмы имели право на нулевую ставку НДС. Но после изменения законодательства экспедиторы, задействованные на промежуточных этапах международных перевозок, например, отвечающие за погрузку и разгрузку судна в порту, лишились прав на льготу.
По словам юрисконсульта компании «Транспортные услуги» города Новороссийска Нины Ворониной, сейчас требования налоговых органов уже составляют десятки миллионов рублей. «Налоговый орган считает, что если экспедитор не перевозит товар заказчика лично либо не заключает договор перевозки с третьим лицом, а оказывает только часть экспедиторских услуг, его услуги должны облагаться НДС в размере 18%», — пояснила она.
Обращения в суд бизнесу не помогли. Арбитражный суд Краснодарского края вынес три решения, из которых два — в пользу налогоплательщиков и одно — в пользу налогового органа. Из-за различных трактовок статьи НК РФ, все остальные дела судами первой и апелляционной инстанции были приостановлены. А только в суде Краснодарского края сейчас находится на рассмотрении более 60 дел по аналогичным спорам. В итоге экспедиторы продолжают нести убытки.
Налоговый орган считает, что если экспедитор не перевозит товар заказчика лично либо не заключает договор перевозки с третьим лицом, а оказывает только часть экспедиторских услуг, его услуги должны облагаться НДС в размере 18%.
Юрист компании «Портовый экспедитор» Юлия Шуклина заявила, что если суд не признает право экспедиторов на нулевую ставку и от них потребуют НДС в размере 18%, то многие компании окажутся на грани банкротства. А оставшимся фирмам придется поднять тарифы, то есть переложить часть налога на клиентов. В результате многие заказчики перейдут в другие порты, в первую очередь украинские.
Адвокат экспедиционной компании «Зим Раша» Сергей Серебренников отметил, что для налогового органа основным критерием отнесения транспортно-экспедиционных услуг как услуг, оказанных при организации международной перевозки, является наличие прямых договорных отношений между экспедитором и перевозчиком. Это значит, что квалификация транспортно-экспедиционных отношений для налогообложения производится только при наличии договора между экспедитором и перевозчиком, либо когда экспедитор заключает договор перевозки в интересах заказчика с третьим лицом. Такая трактовка статьи может привести к тому, что для применения нулевой ставки НДС экспедитор будет вынужден навязать своему клиенту услугу по организации перевозки, этим лишая его свободы выбора контрагента.
«Мы считаем, что выводы налогового органа ошибочны и не соответствуют тому пониманию транспортно-экспедиционных услуг, которое выработано сложившейся правоприменительной практикой. В задачи экспедитора входит не только организация самой перевозки, но и организация разных услуг, которые связаны с перевозкой или сопутствуют ей, — говорит Сергей Серебренников. — Мы считаем, что вся путаница происходит из-за разного понимания налоговым органом и налогоплательщиком содержащейся в статье фразы «при организации международной перевозки». Налоговый орган это понимает буквально и не учитывает, что действия экспедитора во всех случаях направлены на обеспечение перевозки груза. В свою очередь налогоплательщик исходит из понимания того, что от экспедитора не требуется в обязательном порядке заключать договор перевозки».
Иной подход к толкованию подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ у Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. В соответствии с правовым заключением института экспедитор в рамках договора на транспортно-экспедиционное обслуживание при организации международной перевозки для подтверждения права на применение ставки «ноль» по НДС, не обязан заключать договор перевозки грузов (в том числе международной перевозки). Эти договоры являются самостоятельными видами договоров, и НК РФ не ставит их заключение условием для предоставления права на применение нулевой ставки по НДС.
По мнению члена экспертного совета ТПП Леонида Иванова, проблема применения нулевой ставки НДС в отношении экспедиторских компаний мешает развитию здоровой конкурентной среды, экспорта и всей экономики страны, а также толкает компании к монополизации. Для решения проблемы бизнесу необходимо вступить в диалог с минфином и минэкономразвития. Вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров считает, что необходимо дождаться решений кассационных судов для формирования правоприменительной практики, но если эти решения не будут устраивать налогоплательщиков, тогда ТПП обратится в арбитражный суд. «Также мы постараемся устроить встречу экспедиторов с представителями госорганов, чтобы компании могли изложить свою позицию», — отметил Вадим Чубаров.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.