Товарооборот внутри Таможенного союза стремительно растет

muitu-sajunga

Упразднение таможни между Россией, Казахстаном и Беларусью подстегнуло внутрисоюзную торговлю и ударило по Китаю, выяснил Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

Договор о создании Таможенного союза был подписан в ноябре 2009 г., с января 2010 г. гармонизирован режим импортных тарифов, а с 1 июля 2011 г. таможенный контроль переместился на внешнюю границу. С 2010 г. общий товарооборот между Россией, Казахстаном и Беларусью стремительно растет, подсчитал ЕБРР: в 2010-2011 гг. — на 66%, в I квартале 2012 г. — еще на 18% (к аналогичному периоду 2011 г., см. врез), в итоге достигнув $223,2 млрд.

В 2010 г. товарооборот России с членами союза рос примерно одинаковыми темпами: с Казахстаном — на 18,9% до $15,2 млрд, с Беларусью — на 18,8% до $27,8 млрд. Но уже в 2011 г. торговля с Беларусью увеличивалась быстрее (на 38% до $38,6 млрд), чем с Казахстаном (на 29% до $19,7 млрд, все данные — Росстата). Российский импорт из Казахстана вырос на 53%, экспорт — на 19%, экспорт в Беларусь — на 38%, импорт — на 39%.

По прогнозу Российской ассоциации производителей сырья, создание Таможенного союза и Единого экономического пространства позволит увеличить товарооборот между тремя странами в 1,7 раза к 2015 г. до $400 млрд.

Часть роста торговли внутри союза обеспечило изменение тарифов, стратегически это первый шаг в гармонизации экономической политики, говорит экономист ЕБРР Александр Плеханов. Но вклад тарифного фактора был незначительным, замечает он, главный эффект дало снижение нетарифных барьеров — снятие таможенного контроля на границах, упрощение системы ввоза товаров и проведения платежей. Странам предстоит еще гармонизировать технический регламент, процедуры сертификации и нормы санитарного контроля, напоминает Плеханов.

Главные выгоды от создания Таможенного союза еще впереди: страны получат их после либерализации сектора услуг и облегчения доступа на свои рынки для членов союза, считают в ЕБРР. Нужно решить проблему и с различиями в налоговой политике, считает президент ТПП Сергей Катырин: налоговая система у Казахстана комфортнее для бизнеса, чем в России и Беларуси. У Казахстана в целом более благоприятный режим для бизнеса, поэтому российские компании уже начали уходить под юрисдикцию союзного государства, утверждает профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский.

По данным ЕБРР, создание Таможенного союза осложнило жизнь экспортерам из Китая: повышение тарифов на некоторые товары на 2 процентных пункта привело к сокращению их импорта из КНР на 2-3%. А время растаможки большегрузных автомобилей на казахстанской границе из стран, не входящих в союз, выросло на 47%. Китайские компании уже нашли выход, знает Портанский: они начинают активно открывать компании в Белоруссии, в частности автомобилестроительные мощности, чтобы заходить на рынки Таможенного союза, Минск же всячески поощряет этот процесс.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

kontrole

Литовская таможня усилит контроль за транзитными грузовиками из России и Белоруссии

В связи c тем, что водители грузовиков из третьих стран стали чаще незаконно сливать топливо в Литве во время так называемого калининградского транзита, литовская таможня решила усилить проверки этих транспортных средств.

2025-02-18 113
0
Denmark

Проблемы с дорожными сборами в Дании

Сообщается, что перевозчики сталкиваются с проблемами (получением необоснованных штрафов) при оплате дорог в Дании, где начала действовать новая система взимания дорожных сборов.

2025-02-13 52
0
kz_flag

О перевозках в Казахстан и Узбекистан после передачи груза (ДОПОЛНЕНО новым решением Казахстана)

Белорусская ассоциация перевозчиков БАМАП проинформировала о том, что письмом от 27.09.2023 (поступило 02.10.2023) Комитет транспорта Министерства транспорта Республики Казахстан уведомил Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь о проведении работ по государственной регистрации нормативного правового акта, предусматривающего возобновление запрета по перевозке грузов путем «перецепки/перегрузки» грузовых автотранспортных средств Республики Беларусь, а также о том, что вступление в законную силу данного нормативного правового акта планируется с 9 октября 2023 г.

2025-02-12 1 458
0
baltic_transline

У еще одной литовской компании проблемы с водителeм? (ДОПОЛНЕНО)

СМИ сообщили о том, что у литовского перевозчика «Baltic Transline» возникли серьезные проблемы с водителями из третьих стран. Подробнее — здесь и здесь. Поскольку в таких случаях важно услышать все стороны, мы попросили компанию прокомментировать ситуацию.

2025-02-07 189
0