С 1 апреля при пересечении латвийско-российской границы на КПП Терехово и Гребнево водители грузовых машин будут обязаны регистрироваться в очереди и получать номерок. Работники латвийской погранслужбы на границе выдадут номерок бесплатно. Позже появится возможность предварительного бронирования места в очереди через Интернет, но за это придется заплатить госпошлину.
Решение проблемы
Толчком для действий латвийских властей в вопросе решения очередей на границе стали многокилометровые вереницы грузовиков на въезд в Россию, которые выстроились вдоль обочин в декабре прошлого года на КПП Терехово и Гребнево. Особенный пик пришелся на 19-27 декабря, когда на Терехово в очереди ожидали 1000-1200 грузовиков, а на Гребнево 300-400. Ситуацию удалось обуздать только тогда, когда МВД, Погранохрана и Таможенное управление Службы госдоходов в сотрудничестве с соответствующими службами Российской федерации начали реализовывать совместные мероприятия по привлечению большего количества сотрудников. Однако подобная мера оказалась краткосрочной, и она не решила проблему очередей.
В конце прошлого года министр внутренних дел Латвии Линда Мурниеце вместе с послом РФ в Латвии Александром Вешняковым проинспектировала работу КПП Терехово. В результате на заседание государственных секретарей Кабинета министров были представлены предложения, касающиеся улучшения пропускной способности трех пограничных пунктов (Терехово, Гребнево и Виентули). Эксперты МВД предлагают вернуться к опыту 2007-2008 годов, когда на границе СГД совметно с пограничниками выдавала специальные номерки для дальнобойщиков, а полиция регулировала порядок прохождения очереди и проводила до границы скоропортящееся грузы. Однако в ноябре 2008 года госполиция не смогла больше содействовать порядку на границе из-за отсутствия финансирования и сокращения штата, к тому же поток грузового транспорта в это время стал снижаться.
Частная инициатива
КПП Терехово и Гребнево были построены и сданы в эксплуатацию 1994-1997 годах, основываясь на тогдашней ситуации и прогнозе роста потока грузового и легкового автотранспорта и пассажирских автобусов на 15 лет. Однако уже в 2007 году поток грузового транспорта достиг планируемого объема 2012 года. В результате на границе стали выстраиваться огромные очереди, что отрицательно повлияло на транзитный бизнес. С приходом экономического кризиса загруженность границы временно ослабла. Но уже в 2010 году транспортный поток через КПП Терехово увеличился на 7%, а через КПП Гребнево – на 8,4%. Однако из-за отсутствия материальных средств государство тогда не могло взять контроль над очередью. Поэтому на КПП Терехово власти поддержали инициативу фирмы Austrumu kravu terminālis, которая предоставляет на границе услуги терминала для отдыха водителей и охраны грузов, взять бесплатный контроль за очередью и выдавать номерки. Компания занималась выдачей номерков ровно год. Однако в конце января этого года передала эту функцию пограничникам. Исполнительный директор Austrumu kravu terminālis Янис Раманцанс, основываясь на опыте работы с очередью по номеркам, отмечает, что об эффективности системы может говорить тот факт, что во времена живой очереди границу на КПП Терехово проходило 700 машин в сутки, по талончикам – только 500.
Деньги к деньгам
Собственно, чтобы система регистрации в очереди заработала необходимы поправки к закону «О государственной границе", обязывающее водителей грузовых транспортных средств регистрироваться перед пересечением границы. А также к закону «О налогах и пошлинах», чтобы узаконить интернетную бронь за деньги. Эта сумма поможет государству заработать на содержание системы. Ведь для того, чтобы с 1 апреля пограничники смогли обеспечивать дальнобойщиков номерками Минфин из средств на непредвиденные случаи должен выделить МВД 54 366 латов (77665,71 евро). В дальнейшем для поддержания на КПП Терехово и Гребнево системы регистрации в очереди потребуются 120 000 латов (171428,57 евро), и 80 000 латов (114285,71 евро) в год на зарплаты сотрудников.
Как сообщила главный эксперт отдела координации и связи с общественностью Госпогранохраны Кристине Петерсоне, с 1 апреля пограничники возьмут контроль над физической очередью на границе, выдавая номерки очередности. Однако возможность бронировать место в очереди через Интернет появится позднее. Сейчас она затрудняется назвать точную дату появления такой возможности, на каком Интернет-ресурсе это будет происходить и в какую сумму предварительное бронирование обойдется перевозчикам. Однако, по информации неофициальных источников, предполагается, что стоимость услуги будет 30 евро.
Очереди останутся, но станут виртуальными
Представители латвийских транспортных компаний считают, что система выдачи номерков способна навести порядок на границе. Но не более. Прохождение границы это не ускорит. «Если пограничники будут выдавать номерки, то станет меньше тех, кто пытается проехать без очереди, создавая неразбериху. Проезжать без очереди будут, как и полагается, только скоропортящиеся грузы», — считает директор компании Solovei Transport&Logistic Дмитрий Кудрин. Он также добавляет, что добиться порядка можно только в том случае, если на границе не начнет процветать коррупция и ответственные лица не займутся продажей номерков, как это уже когда-то было.
В свою очередь, директор транспортной фирмы Anikss Игорь Ануфриев считает, что проблему очередей это не решит. Они будут, просто грузовики не будут выстраиваться вереницей вдоль обочин перед границей, а водители будут ожидать своего времени, сидя дома.
«Если на границе 100-200 машин, то в среднем ожидание в очереди пол дня. Это время можно постоять без всяких номерков», — поясняет он. Преимущество, которое дает принцип предварительного бронирования места в очереди, — водители смогут лишнее время провести дома, а не в кабине грузовика. Потратят меньше нервов в ссорах с теми, кто пытается объехать живую очередь. «Номерки создадут физическую видимость того, что очереди нет. Но ведь водитель может получить номерок, с которым пройдет границу только через трое суток», — говорит он. Он также отмечает, что на скорость прохождения границы влияет работа транспортников и таможенников, будь она эффективнее, то и очереди бы не растягивались на многие километры.
Актуалии
Специалисты Euro NCAP оценили уровень безопасности грузовиков различных производителей. Победила компания «Volvo». Больше информации — здесь.
2024-11-21 14
С 1 декабря 2024 г. перевозчики, которые хотят ехать в РФ или Белоруссию, должны будут регисрироваться в системе EVIS. Подробнее — здесь.
2024-11-21 77
Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).
2024-11-20 57
Сейм одобрил предложение о денонсации соглашений Литвы с Россией и Беларусью о взаимопомощи в таможенных делах и предотвращении правонарушений.
2024-11-12 54
C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).
2024-11-12 115
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.