Первое апреля – без обмана?!
Информация о том, что с 1 апреля будет упразднен транспортный контроль на одной из внутренних границ Таможенного союза – российско-белорусской, возбудила немало любопытства и ожиданий среди перевозчиков Литвы. И вот «процесс пошел»! Времени, думаю, прошло достаточно, чтобы сформировались первые мнения. Вот мы и решили их выявить, чтобы сплести в некое общее представление.
Как обычно, обратились вначале к тем, кто «близко у руля», а затем – кто подальше. Оказалось, что выявить влияние нового порядка не так-то просто.
В министерстве транспорта Беларуси утверждают, что работы белорусским контролерам прибавилось, так как приходится согласовывать часть функций с российскими коллегами. Например, на соответствие нормам веса и габаритов транспортных средств; на предмет наличия у перевозчика разрешения на проезд по территории России, его соответствие виду выполняемой перевозки и соответствие характеристик транспорта требованиям, предусмотренным таким разрешением. У перевозчика также проверяют наличие спецразрешения на перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов по территории России, разрешения на перевозку из третьих стран в Россию и т. д.
Однако, как это влияет на размеры приграничных очередей, водителям вычленить и определить сложно. А их руководители и хозяева свои впечатления в основном формируют, по отзывам тех, кто за рулем. Поэтому, не удивительно, что многие из тех, с кем мы беседовали, пожимали плечами и говорили, что никаких перемен не почувствовали. Такое мнение у Витаса Бучинскаса из «Minjota», Миндаугаса Пакалниса из одноименного персонального предприятия, Юстаса Цемполонскаса из службы логистики «ORMINA» и др.
По словам директора «Advilsta» Ярослава Долгополова, если смотреть в целом, то облечение, безусловно, есть, поскольку практически не стало досмотров на российско-белорусской границе.
«Там лишь проверяют на весах допустимые нагрузки на оси. Это осталось. Все остальные виды контроля – таможенного, санитарного, пропускного и пр. перенесены на внешнюю границу Беларуси. Но этот контроль мы проходили и раньше, и я не скажу, что время досмотров увеличилось или сократилась. Примерно то же самое. Думаю, что на очереди влияют другие причины. Например, в начале месяца машины в Медининкай простаивали по двое суток, а теперь можно проскочить за сутки. Думаю, что это было связано с введением белорусами в связи с весенней распутицей временных ограничений на проезд крупнотоннажных машин (свыше 10 тонн). Не знаю, если бы я ездил сам и внимательно наблюдал, может, какие-то перемены и заметил бы, но водители говорят, что все осталось по-прежнему », — говорит он.
Несколько в диссонанс им, правда, прозвучали рассказы Лены Ринкявичене и Евгения Дормалада из отдела СНГ «Vilniaus terminalas», но это, видимо, связано со спецификой грузов.
«Время проверки на границе с Беларусью увеличилось, так как ужесточили контроль санэпидемических сертификатов на специальные виды грузов – химические, пищевые. На российской границе почему-то это делалось быстрей — может просто опыта пока не хватает. Но время тратим теперь на эти процедуры больше, и если просуммировать общие затраты на двух границах, то, пожалуй, стало хуже. Если же судить по очередям, то они выросли: раньше проходили границу максимум за 12 часов, теперь – не мене, чем за 12».
Впрочем, можно усомниться, что столь значительные колебания очередей связаны именно с увеличением времени досмотров.
По словам генерального секретаря «Linava» Альгирдаса Баранаускаса, спорным и нерешенным по-прежнему остается вопрос о дозволах. Российская и литовская сторона по-разному трактуют применение тех или иных видов разрешений (двусторонних или трехсторонних). «Linava» настаивает на том, что критерием для этого должно служить не происхождение груза, а место его загрузки или разгрузки.
«Поскольку теперь вопрос, впускать или не впускать машину в Таможенный союз с грузами для России решается на белорусско-литовской границе, мы намерены в ближайшее время встретиться с руководством Белорусской транспортной инспекции», — говорит А. Баранаускас.
Латвийцы ездят через Беларусь значительно реже, чем литовцы. Особенно весной, когда из-за распутицы вводятся ограничения по тоннажу. Поэтому у лидера латвийских перевозчиков, президента ассоциации «Latvijаs auto» Валдиса Трезиньша мнение по поводу влияния пограничного контроля на изменение ситуации пока не сформировалось.
«Если говорить в целом, то очевидно, что Таможенный союз еще во многом формален, так как внутри его сохраняются различия в законодательстве. Например, у нас идут сейчас судебные разбирательства из-за того, что на выезде из Беларуси были задержаны автомобили с грузом алкоголя, потому что не было конвоя. На российской стороне этого не требовалось, и никто об этом не предупредил, а белорусы на этом основании конфисковали грузы.
До сих пор есть проблемы с дозволами, поскольку идут разные их интерпретации с российской и белорусской стороны.
Наши водители говорят, что у белорусов действует негласный закон: любыми способами изыскивать валюту. Вот их контролеры и стараются.
Так что, с окончательными выводами надо подождать», — считает В. Трезиньш.
И с этим трудно не согласиться.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.