Шины для грузовых автомобилей: большая польза от маленьких хитростей
В последнее время в программах по профессиональному обучению водителей-международников произошел ряд рокировок. В списке приоритетов «тема шин» утвердилась на первых позициях, отодвинув на второй план решение других задач, связанных с повседневной работой перевозчиков. Так произошло потому, что невидимые невооруженным глазом мелочи, связанные с «обувью» грузовых автомобилей, очень сильно влияют на затраты каждого рейса.
«Резиновая» арифметика
Даже тогда, когда на рынок выводятся новые модели грузовых автомобилей, обсуждению установленных в них шин уделяется особое внимание. Ведь от того, насколько эффективным будет их контакт с поверхностью дорожного покрытия, зависит безопасность грузов и людей.
«Несмотря на то, что визуально шины разного предназначения от разных производителей выглядят идентично, их эксплуатационные свойства иногда просто трудно сравнимы. В нормах эксплуатационного пробега грузовых шин, их экономичности, комфорте, характере износа и тому подобных вещах могут скрываться существенные различия. В совокупности эти различия влияют на финансовые показатели транспортного предприятия», – утверждает Эйвитас Жарис, инструктор водителей «Volvo Lietuva».
На просьбу прокомментировать различия между продукцией от ведущих производителей, эксперт по технике ответил, что различия можно установить только в течение всего срока эксплуатации. Всем известно, что у грузовой шины могут быть четыре «жизни» (если не случится ничего непредвиденного). После того, как изнашивается первый слой резины, можно углубить рисунок протектора, затем шину можно восстанавливать, по крайней мере, еще дважды. Но эти вещи возможны при условии, если каркас шины был изготовлен из качественных материалов, и он не был поврежден на первых этапах эксплуатации. Например, с одним комплектом шин «Michelin» – в случае успеха – работая на международных рейсах, можно проехать от 800 тыс. до 1 млн километров. В более агрессивной среде – в городе, на песчаных карьерах, в лесу – шины изнашиваются значительно быстрее. Перевозчики, работающие в таких сферах, выбирают, как правило, более дешевые шины, потому что их частая замена неизбежна.
«Следует обратить внимание на то, что долговечность шин определяет не то, в лаборатории какого концерна они создавались и на каком заводе были изготовлены, а то, как за ними следил водитель. Если колеса автомобиля не были сбалансированы, водитель не обращал внимания на параллельность осей, систематически не проверял давление – весь комплект шин транспортного состава износится намного раньше, чем указал производитель. Даже если давление упало только в одной части шины, возникает риск, что она будет изнашиваться неравномерно, появятся «ямы», повысится нагрузка на другие колеса, возрастут затраты топлива и т.д. Иначе говоря, начнется лавина дорогостоящих проблем», – объяснял Э. Жарис.
Эксперты подсчитали, что если давление в шине упадет на 10 проц. (такое натуральное изменение может произойти в течение 30 дней), следствием появившейся деформации колеса будет сокращение пробега примерно на 5 проц. В переводе на деньги такие изменения означают многотысячные потери. Проверять давление в шинах (это делается тогда, когда они еще не нагрелись) нужно хотя бы раз в две недели.
Цели производителей одинаковые
Специалисты компании «Michelin», занимающей на рынке грузовых шин устойчивые позиции, рассказывают о том, на что основное внимание обращают инженеры компании, создающие «обувь» для грузовых автомобилей. Они утверждают, что в наше время уже никто не пытается «навязать» потребителю универсальную шину.
«Все шины для тяжеловесного транспорта можно разделить на такие основные группы: шины для длинных международных расстояний; шины для средних и коротких расстояний, а также для регионального транспорта; шины для строительной техники; внедорожные шины; шины для городского транспорта и автобусов. Грузовые шины – точно также, как и шины для легковых автомобилей – могут быть предназначены для работы в зимних условиях», – рассказывает Арнас Стасявичюс, руководитель по продажам коммерческих шин «Michelin» в странах Балтии.
По его словам, основное требование, предъявляемое к грузовым шинам, – безопасность. Другая важная цель – экономичность. Это понятие охватывает не только сопротивление качению, но и большой пробег, а также общую пользу/выгоду потребителя, в кругах профессионалов называемую как «total cost of ownership».
В свою очередь Донатас Барцис, руководитель представительства «Continental» в Литве, отметил, что немцы пытаются «трудоустроить» шины на решение такой задачи, как максимальная высота грузового автомобиля.
«Чем меньше эта величина (высота шины), тем больше пространства отводится для грузового отсека. Инженеры борются за каждый миллиметр, так как в нашем деле не может быть мелочей, недостойных внимания», – говорил Д. Барцис.
Очень похоже специфику производства грузовых шин описал Хиндрек Пикк – руководитель продаж продукции третьего «кита» этого бизнеса – «Goodyear Dunlop Tires Nordic» – в северных странах.
«Во-первых, до того, как шины попадут на рынок, они должны пройти проверку соответствия большому числу обязательных регламентов. На основании изложенных в них требований, уже на начальном этапе производства мы должны обеспечить, чтобы все производимые нами шины соответствовали обязательным стандартам и требованиям. “Goodyear“ использует примерно 50 критериев, на основании которых шины разрабатываются и производятся. Не вдаваясь в подробности, могу сказать только одно: наша основная задача – удовлетворить ожидания клиентов и понизить так называемую Совокупную Стоимость Владения (англ. Total Cost of Ownership – это определение охватывает все целевые затраты на содержание продукта/владения с момента его приобретения до выхода из эксплуатации). Вот некоторые примеры: недавно компания представила шины KMAX и FUELMAX. KMAX “работает“ на большой пробег, а FUELMAX – на снижение топливных затрат. Используя эти шины, наши клиенты, как правило, снижают цену за километр пробега. Стремясь максимально удовлетворить потребности рынка, мы создаем шины новых размеров, с возможностью большей нагрузки, что позволяет перевозить очень массивные грузы», – рассказывал Х. Пикк.
Для разных функций – разные рецепты
Все собеседники cargonews.lt подчеркивали различия между шинами, устанавливаемыми на разные оси транспортного состава. Процесс производства и сырье – каучук, металл, антиоксиданты, искусственный каучук, уголь и др., – идентичны, однако очень отличаются пропорции сырьевых составляющих. Различия появляются потому, что основная функция одних шин – катиться, других – обеспечить хорошее сцепление транспортного средства с дорожным покрытием и точный курс движения в нужном направлении. Шины, установленные на ведущей оси, должны передавать мощность двигателя в колеса. Есть шины, которые должны быть просто комфортными. С учетом этих требований, отличается конструкция каркаса шин, используемые в производстве резиновые смеси, рисунок протектора.
Для того, чтобы можно было установить, насколько хорошо эти функции выполняются, грузовые шины проходят сложную программу испытаний.
«Компания “Goodyear“ свои тесты начинает в центре инноваций в Люксембурге. Здесь, с помощью компьютерного моделирования, специалисты пытаются найти ответ на вопрос, как решить задачи, связанные с различными типами шин. Отбираются наиболее перспективные модели, которые отправляются в лабораторию компании. В лаборатории проводятся испытания на высокой скорости, проверяется прочность шин, рассчитывается пробег и т.д. После лабораторных испытаний и избрания самой лучшей версии, испытательные работы переносятся на полигон “Goodyear“ в городе Кольмар-Берг, где шины испытываются в условиях реального дорожного движения», – говорил Х.Пикк.
Особенности восстановленных шин
Комментируя особенности восстановленных шин, собеседники сошлись во мнении, какие шины можно восстанавливать По мнению специалистов «Continental», нельзя восстанавливать те шины, в которых есть некоторые повреждения.
«Каждый специалист, восстанавливающий шины, проверяет их очень аккуратно. Если не заметить даже очень маленький прокол или надсечку, последствия могут быть самые печальные. У реставраторов, не отстающих от технологий, есть очень дорогое оборудование, с помощью которого они могут установить отслоения во внутренней части шины, которые заметить невооруженным глазом практически невозможно. Конечно, немаловажным аспектом является мастерство самого реставратора, и материалы, которые он использует», – говорил Д.Барцис.
Представитель «Michelin» А. Стасявичюс обратил внимание на то, что не все восстановленные шины служат одинаково долго. Срок службы восстановленных шин зависит от качества проведенной проверки, способа реставрации и свойств каркаса, которые в него заложил производитель. Срок службы может колебаться от нескольких километров до нескольких сотен тысяч километров.
Возможность восстанавливать все шины автопарка предприятия, как очень важный момент, отмечают и стратеги «Goodyear». По их мнению, это один из основных инструментов, помогающих снизить Совокупную Стоимость Владения.
«Мы также предлагаем приобретать восстановленные шины в сети авторизованных партнеров “Goodyear“, которые специализируются в этой сфере. Такие шины помогают экономить на выполнении аналогичных операций, связанных с грузоперевозками. Восстановленные шины можно устанавливать без каких-либо ограничений как на ведущую ось, так и на оси полуприцепа», – отметил руководитель продаж «Goodyear Dunlop Tires Nordic».
Уход как за новыми, так и за восстановленными шинами одинаковый. Никакие навыки вождения водителю менять не нужно. Основной «витамин» для шин – поддержка надлежащего давления. Как уже говорилось, его нужно проверять не реже, чем 1 раз в две недели.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.