«Пегас» по-итальянски: превратности судьбы испанских грузовиков
Удивительно складываются судьбы некоторых автопромов Европы. Взять, к примеру, британский: в начале прошлого века и вплоть до Второй мировой войны он считался лидером, а в последние два десятилетия практически перестал существовать как национальный – пошел по рукам. А такая богатая страна, как Норвегия, вообще его не имеет, хотя в 50-е годы была попытка создать свой автомобиль. Из числа крупных стран интересна история и испанского автопрома. В частности, коммерческого.
Судьба испанских грузовиков интересна уже тем, что они стали «второй жизнью» «Hispano-Suiza» – знаменитой фирмы, блиставшей до войны в качестве производителя роскошных эксклюзивных легковых автомобилей – конкурентов британским «ролс ройсам» и «бентли». Именно после ее банкротства в 1946 г. на месте её испанского отделения в Барселоне была образована государственная компания «Empresa Nadonal de Autocamiones, S.A.»(сокращенно ENASA). Ей суждено было стать единственным национальным изготовителем грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности.
Главным конструктором компании стал инженер дон Вильфредо Рикарт, трудившийся ранее на итальянской фирме «Alfa Romeo». Ему принадлежит авторство в создании брэнда «Pegaso», чей силуэт красовался на передней облицовке кабины. Ну, а грузовики первого выпуска («Pegaso Z201») внешне напоминали машины «Alfa Romeo 900», хотя их основой были проекты грузовых машин серии «66» компании «Hispano-Suiza». Первый «Pegaso Z201» был собран в 1947 г. в Мадриде. Это был 3-осный автомобиль грузоподъемностью 10-12 т с рядным б-цилиндровым 120-сильным бензиновым двигателем.
Одновременно в Барселоне началось производство 8-тонной 2-осной модели «Z203» с бензиновым силовым агрегатом (5650см3, 110л.с). А в 1949 г. на это шасси был установлен первый собственный 6-цилиндровый дизель (9347 см3, 125 л.с.), который весил всего 6600 кг и при этом мог таскать 26,5-тонные автопоезда, развивая скорость 72 км/ч, расходуя вдвое меньше топлива. Техническими особенностями первых грузовиков «Пегасо» были алюминиевые блоки цилиндров всех двигателей, механическая 4-ступенчатая основная и 2-ступенчатая дополнительная коробки передач, гипоидная главная передача, передняя независимая рычажно-пружинная подвеска с гидроамортизаторами, гидравлический привод тормозов с вакуумным усилителем, объемная цельнометаллическая кабина на 4-5 мест и грузовая платформа со стальными откидными бортами.
С переносом в 1955 г. производства на новый завод под Мадридом начался выпуск новой гаммы тяжелых грузовиков, которая вывела «пегасы» в разряд наиболее передовых в Европе. Они были легко узнаваемы по удлиненной кабине с круто опускающейся назад задней частью крыши и облицовкой из гофрированных металлических листов. Базовой стала модель «Z206» грузоподъемностью 8,3 т с прежним 9,3-литровым мото-мощность которого повысили до 140 л.с. В рамках серии выпускались седельные тягачи «Z701» и «2703» для автопоездов полной массой 18-29 т.
Пятидесятые годы были, пожалуй, пиком успеха испанских грузовиков. Но именно это обстоятельство стало началом конца самостоятельности ENASA. У компании появляются компаньоны, которые заказывают свою музыку.
Первой «пегасами» заинтересовалась британская группа «Leyland», которая вначале 60-х взяла ее под свой контроль. Брэнд «Pegaso» был заменен на «Cornet», а машины стали оснащаться более простыми прямоугольными кабинами с крестообразной облицовкой. В остальном же они почти не изменились. Правда на 8-тонном грузовике «1090» и седельном тягаче «2030» впервые стал использоваться 6-цилиндровый дизель «Leyland» в 125 л.с. Британцы расширили программу выпуска до нескольких десятков моделей, среди которых особую популярность приобрели модели 6×2 с двумя передними управляемыми мостами, хорошо показавшие себя при работе на горных дорогах. Стоит также отметить 3-тонный армейский грузовик «Pegaso-3045», от которого потянулась обширная гамма военных машин. К началу 70-х гг. слава фирмы достигла Латинской Америки, что позволило открыть в Венесуэле первый зарубежный филиал. Позднее производство «пегасов» отпочковалось также в Бельгии и на Кубе.
К концу 70-х объем производства достиг 26 тыс. автомобилей. При этом наряду с бортовыми машинами выпускались седельные тягачи, в том числе для автопоездов полной массой до 38 т с самым мощным в Европе мотором с турбо-наддувом в 352 л.с. и 9-ступенчатой коробкой передач «Фуллер». Кроме того, в номенклатуре ENASA были и машины специального назначения: для коммунальных служб, шасси для строительных работ и установки бетоносмесителей , 260-сильные карьерные самосвалы и др.
Покровительство англичан продолжалось два десятилетия, В конце 70-х гг. «Leyland» оказалась в кризисном состоянии и уже не могла удержать свой испанский филиал. Поэтому в 1981 г. она продала его американской компании «International Harvester». Новые хозяева запустили обновленную cерию «Тecno», включавшая 24 базовые модели полной массой 14,2-38,0 т с двигателями мощностью 135-370 л.с. Одновременно появилось семейство армейских грузовиков «7223» и «7227» (4×4), участвовавших в ралли-марафоне Париж-Дакар.
Но очень скоро американцы также оказались в нокауте, и ENASA подыскала себе нового партнера. На сей раз это был DAF. Как и его предшественники, голландцы начал с кабины, сделав ее более вместительной, удобной и безопасной. Она принесла лавры в виде титула «Грузовик 1988 года». Причем в том же конкурсе третье место было присуждено новому поколению «Pegaso Troner».
Это была попытка выйти в технологические лидеры Европы, Но такая задача оказалась неподъемной, она потребовала колоссальных затрат и финансово надорвала ENASA. Она успела запустить в производство лишь две базовые 2-осные серии – «1232» и «1236», предлагавшиеся как бортовые грузовики «R», так и как седельные тягачи «Т» для работы в составе автопоездов полной массой 38~44 т. Однако объем производства в 1988 сократился более чем в два раза, и чтобы ослабить напряжение, было принято решение перейти на более легкие и ходовые модели. С этой целью у английской фирмы «Perkins» закупили лицензию на дизели мощностью 50-188 л.с. Было также предложено организовали сборку грузовиков «Volkswagen LT». Но и это не помогло. Концом агонии стала попытка переделать семейство «Тecno» в более совершенную и недорогую серию «Mider» для магистральных перевозок. Тем не менее, 13 сентября 1990 ENASA подняла белый флаг — в этот день она компания вошла в состав «Iveco».
Под итальянским флагом
Итальянцы с прежним багажом («Pegaso Ecus», «Tecno» и «Troner») повозились около двух лет, и уже в 1992 полностью заменили тремя новыми семействами. Серия «Daily» объединила легкие развозные грузовики и шасси для туристических микроавтобусов; серия «Euro Cargo»- машины среднего класса полной массой 6-15 т с 4- и 6-цилиндровыми дизелями рабочим с турбонаддувом мощностью 116-177 л.с. А в серию «Euro Trakker» вошли строительные шасси для местного рынка. При этом из уважения к бывшим хозяевам сохранили эмблему с лошадью, а брэнд стал именоваться «Iveco –Pegaso».
Кроме того, в г.Липарасе в 2008 «Iveco» наладил производство армейских внедорожников LUV/Massif.
Примечательно, что инвестиция в Испанию для «Iveco» оказалась настолько успешной, что во время кризиса тамошнее предприятие не только не пострадало, но только выиграло. В то время, как в июле прошлого года было объявлено о закрытии пяти предприятий концерна в Австрии, Германии и Франции и увольнении свыше 1000 человек, в испанские производственные мощности решено вложить 500 млн. евро. Речь идет о создании новых сборочных мощностей на 1,1 тыс. рабочих мест. В штаб-квартире в Турине не скрывают, что основной резон – дешевизна рабочей силы.
При этом, «Iveco» вполне доверяет испанским рабочим в обеспечении качества. Лучшим доказательством тому является тот факт, что именно на мадридском заводе в прошлом году запущен новый магистральный тягач «Iveco Stralis Hi-Way», ставший лауреатом международной премии «Truck of the Year 2013», которая проводится ежегодно при участии 25 ведущих европейских специализированных изданий.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.