Метан или пропан? Газомоторный вопрос (3)

metan-truck

Казалось бы, в стране, где главным и едва ли не единственным гарантом благополучия является «Газпром», и ездить надобно на газе. Однако, газомоторное топливо в России используется в крайне мизерных объемах, оно даже не вышло на уровень советских времен, набранный в 80-е годы в результате очередной партийной компании.

На это обратил внимание, в частности, премьер Дмитрий Медведев на совещании по развитию автомобильной промышленности на среднесрочную перспективу, состоявшемся в начале апреля в Нижнем Новгороде. Он потребовал изучить вопрос о переходе страны на газ, что позволит кардинально изменить ситуацию с транспортными расходами. Медведев отметил, что было бы глупо игнорировать мировой тренд, поскольку автомобили на природном газе – один из самых перспективных видов транспорта.

«Автомобили на природном газе — один из самых перспективных видов транспорта. Затраты топлива в два раза ниже, чем у дизельных двигателей, и в два с половиной ниже, чем у бензиновых. И, конечно, выбросы в атмосферу токсических веществ несопоставимы. Страна у нас огромная. Транспортные расходы всегда будут выше, чем в Европе. Переход на газомоторное топливо способен изменить ситуацию. И в этом смысле мы вправе использовать этот переход как наше естественное конкурентное преимущество, учитывая наши газовые возможности», — заявил он.

Лучше поздно, чем никогда

В новгородском кличе Медведев, конечно, не был новатором: это было лишь эхо главного хозяина страны. Еще в октябре 2010 при обсуждении Генеральной схеме развития газовой отрасли на период до 2030 года экс-министр Владимир Путин отметил:

«Многообещающее направление – использование газа как моторного топлива: это и экономично, и выигрышно с точки зрения соблюдения требований экологии. В частности, регионы и муниципалитеты должны всерьез заняться переводом на газ общественного транспорта и коммунальной техники».

Первым под козырек взял глава Татарстана Рустам Минниханов, пообещавший перевести в республике ближайшее время на газ и то, и другое. А в качестве пилотной площадки предложил Набережные Челны и Казань. «Через 5 лет весь общественный транспорт, вся коммунальная техника кроме специальной, муниципальные машины должны быть на газомоторном топливе, — пообещал он. Уже в феврале 2011 года партия комбинированных газомоторных самосвалов КАМАЗ была передана муниципальному транспортному предприятию города Набережные Челны. А на совещания по вопросам развития рынка газомоторного топлива в марте этого года в Казани председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков сообщил, что выбрано 10 пилотных регионов, причем готовность развивать газомоторную инфраструктуру выразили 54 региона. В завершение заседания был подписан протокол о намерениях между Правительством Республики Татарстан, ОАО «Газпром», ООО «Газпром газомоторное топливо» о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива.

Одним из симптомов разворачивающейся компании стало и участие России в международных автопробегах «Голубой коридор», в которых принимают участие автомобили, работающие на метане. Они ежегодно проводятся с 2008 года. В прошлом году он завершился 24 сентября в Москве и проходил по маршруту Москва – Орша – Минск – Брест – Варшава – Радом – Тыхы – Острава – Прага – Вайден – Заттельсдорф – Валльдорф – Метц – Мо – Париж – Валенсьен – Брюссель – Антверпен – Дуйсбург – Эссен – Порта Вестфаллика – Кёнигслюттер – Берлин – Познань – Варшава- Брест — Барновичи- Минск – Орша – Москва. При этом наряду с легковыми автомобилями и автобусами, в нем участвовали и ей в нем участвовали и грузовики КАМАЗа, «Iveco» и «Daimler».

Примечательно, что в СССР попытки перевести транспорт на газ предпринимались многократно еще с 30-х годов. Но когда литр бензина стоил как два стакана газировки, а приписки километража были азбукой любого водителя, интерес к нему был близок к нулю. В основном грузовики с газобаллонным оборудованием выпускались лишь для развоза бытовых баллонов населению. Лишь в 80-е годы в стране появились первые заправки (около 350), причем этот уровень не достигнут до сих пор: в 2012 их было около 250 с годовым объемом реализации 345 млн. куб. м.

Следует подчеркнуть, что развитие газомоторного направления изначально пошло по пути использования преимущественно пропана: по данным 2012 на нем в России ездило 1,4 млн. автомобилей, в то время, как на метане только 86 тыс.(для сравнения: в 2004 году в России были зарегистрированы всего 40,5 тысячи газобаллонных автомобилей). В силу этого формировалась и заправочная сеть: даже те АЗС, что предназначались для метана, были перепрофилированы на пропан. В специальном правительственном постановлении 1993 года говорится о том, что газомоторное топливо на 50% дешевле бензина. А это – характеристика пропана.

Слово Газпрома

Отчего в стране, где газ – главное национальное достояние, о его широком применении в качестве газомоторного топлива заговорили лишь совсем недавно, причем суета вокруг него носит пожарный характер? Версии противореичвые. Одни указывают на нефтяных лобби, которые, якобы, подмяли под себя Минфин. И он никак не хочет ни копейки выделить на поддержку этого направления. «Не потому ли до сих пор ни в одном законодательном акте нет такого понятия, как газомоторное топливо. Отсутствие в законодательных документах этого понятия приводит к тому, что каждое ведомство самостоятельно устанавливает свое отношение к такому транспорту. ГИБДД, например, на местах чинит препятствия при регистрации и прохождении технического осмотра. В свою очередь пожарные установили такие нормативы разрывов от АГНКС до жилых и промышленных зданий и объектов инфраструктуры других видов топлива, что в России ни на одной заправке нельзя совместить бензин, СУГ и КПГ, хотя за рубежом их, наоборот, объединяют в заправочные комплексы», — говорит Виктор Стативко, исполнительный директор Национальной газомоторной ассоциации.

Однако, «нефтяники» укор в свою сторону не принимают. Это противоречит элементарной логике, считают они. Ведь чем больше газа используется внутри страны, тем больше нефти остается на экспорт. Кроме того, для них весьма актуальна проблема утилизации попутных газов (пропан-бутана). Поэтому они предлагают «Газпрому» не валить с больной головы на здоровую и признаться в собственной пассивности и нежелании вкладывать большие средства в развитие инфраструктуры метанового топлива, где финансовые риски и потери на первых порах весьма высоки.

Как бы то ни было, но «процесс пошел» в очередной раз только несколько лет назад. Причем он носит типичные черты компанейщины, характерные для такого рода попыток в советский период.

В качестве наиболее заметных вех здесь следует отметить специальное совещание, которое провел глава Газпрома Алексей Миллер в середине прошлого года, на котором поставил задачу удвоить сеть АГНКС (т.е речь идет о строительстве еще 250 заправок). А также создание в декабре 2012 специализированной компании «Газпром газомоторное топливо», консолидировавшей активы холдинга, связанные с производством и реализацией газомоторного топлива. Председателем совета директоров ее стал экс-президент Российского футбольного союза Сергей Фурсенко, а гендиректором бывший премьер и вице-премьер Виктор Зубков. Именно ей поручено реализовать программу по развитию сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в России. Примечательно, что главный офис компании разместился не в Москве, а в сибирском городе Томске.

Свои потуги внутри страны «Газпром»организует по двум направлениям. Во-первых, путем работы с отдельными регионами, для чего совместно с Газпромбанком разрабатывает программу финансирования перевода регионов на газомоторное топливо. Работа с ними организована на основе двухсторонних договоров, фиксирующих взаимные обязательства. Особое внимание в данной работе уделяется на Восток России: в 2012 году впервые утверждены семилетние совместные программы «Газпрома» и органов исполнительной власти Приморского, Хабаровского краев и Сахалинской области по переводу автотранспорта на газомоторное топливо. Недавно Зубков сообщил, что за два года планируется инвестировать 2 млрд. руб в строительство 37 АНГКС в 17 регионах страны, в том числе 17 в 10 регионах в этом году.

Параллельно «Газпром» давит на власть. В частности, в 2011 он выступил с инициативой утвердить госпрограмму по замещению природным газом бензинового топлива на транспорте и срочно принять закон «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива». Программа еще в разработке, закон также до сих пор не принят. Поэтому в октябре прошлого года газовики обратились к президенту с просьбой, чтобы дал указание спустить целевые показатели и конкретные меры государственной поддержки газификации автотранспорта. Выступая в марте с.г. на Национальном нефтегазовом форуме, Зубков сослался на опыт США, где субсидируется порядка 50% автомобилей, работающих на газомоторном топливе, на практику Канады и других стран, где также существуют различные меры поддержки.

Ну, и конечно, пропаганда и агитация. С этой целью 23 февраля команда сотрудников ОАО «Газпром газэнергосеть» поднялась даже на Эльбрус, где на высоте 4200 метров был водружен планшет со слоганом «Газ — реальная альтернатива».

Намерен Газпром приложить усилия и в создании сети АГНКС за рубежом. В настоящее время на европейском рынке газомоторного топлива Группа «Газпром» представлена через свои дочерние компании «Gazprom Germania GmbH» и «Vemex». В 2012 году «Gazprom Germania GmbH» увеличила количество принадлежащих ей АГНКС, осуществляющих заправку автотранспорта компримированным природным газом (КПГ) на территории Германии, с 2 до 6. К 2015 году планируется увеличить количество принадлежащих компании станций до 15 за счет сооружения новых АГНКС. Компания «Vemex» владеет 6 АГНКС в Чехии, 4 из которых были приобретены в 2012 году. Кроме того, осуществлялись поставки газа на две АГНКС, принадлежащие другим компаниям. «Vemex» также рассчитывает к 2015 году довести количество станций до 15.

Параллельно предпринимаются и первые попытки завязать контакты на востоке. В частности, только что появилось сообщение о рабочей встрече А. Миллера с главой госкорпорации нефти и газа Вьетнама «Petrovietnam» Фунг Динь Тхыка, где обсуждались перспективы взаимодействия компаний в сфере использования газа в качестве моторного топлива и заключения долгосрочного контракта купли-продажи СПГ. Стороны рассмотрели возможность скорейшего подписания Меморандума на эту тему.

Вообще, если судить по риторике «Газпрома», то амбиции его на фронте «газовой революции» весьма велики. Например, выступая на мировом газовом конгрессе в Куала-Лумпур, зампред холдинга Александр Медведев говорил о необходимости создания международного проекта в сфере газомоторного топлива, целью которого будет расширение инфраструктуры обслуживания и заправок газомоторных автомобилей, а также дополнительные меры по расширению номенклатуры производства транспортных средств», — подчеркнул зампред «Газпрома». Он призвал вовлекать в общую работу крупнейшие автомобильные компании.

Конечно, объективные возможности Газпрома играть в «газовой революции» одну из главных партий весьма велики. Прежде всего, потому, что широкое использование газа на транспорте может стать новым катализатором роста мирового спроса на газ. Как отмечают эксперты банка «Morgan Stanley», в стратегии развития компании в сегменте СПГ предусматривается увеличение ориентированного на экспорт производства по сжижению газа до 50 млн. т в год против текущих 10 млн т. Это должно позволить Газпрому удовлетворить спрос на новом рынке сбыта. «Газпром» нацелен на получение к 2030г. доли в 10% мирового рынка сжиженного природного газа, предназначенного для транспортного топлива, 10% рынка развивающихся стран и 25% рынка развитых стран. Таким образом, у «Газпрома» появляется прекрасный шанс сыграть на нем ведущую партию. Однако, по мнению «Morgan Stanley», для столь амбициозных планов необходима корректировка нынешней ценовой политики компании, которая бы сделала продукцию Газпрома более конкурентоспособной, а также опережающих шагов для развертывания требуемой инфраструктуры.

Слово автопрома

Что касается российского автопрома, то первыми отозвались производители коммерческого транспорта. В лидерах КАМАЗ со своей «дочкой» «РариТЭК», которые освоили выпуск нескольких моделей грузовиков и городских автобусов НефАЗ, а также «Группа ГАЗ» с «ГАЗелями». Их образцы были продемонстрированы в марте с.г. в Казани по случаю совещания по вопросам развития газомоторного топлива: среди них, помимо двух видов самосвалов, автокрана, мусоровоза и пр. был и седельный тягач «КАМАЗ-65116» на сжатом (КПГ) и сжиженном метане (СПГ). Однако они еще не запущены в серии. Выступая на форуме «Россия-2013″, организованном Сбербанком, генеральный директор компании Сергей Когогин сообщил, что в этом году «КАМАЗ» планирует реализовать в 2013 году более 1 тыс единиц автотехники, работающей на газомоторном топливе. По его словам, ежегодно компания вкладывает в научные работы по внедрению газомоторного топлива 3 млн долларов. В 2011 году было продано 170 единиц автотехники, в 2012 году — более 300.

По мнению гендиректора, в целом по стране на газомоторное топливо целесообразно перевести 50 % грузовых автомобилей и автобусов.

По расчетам директора, для этого дополнительно потребуется 70 млрд куб метров газа. И по если сырьевые компании — производители газа, автопроизводители и правительство страны скоординирую свои действия, то это вполне реально, — подчеркнул Когогин.

«Важно понимать, что использование газомоторного топлива сразу дает нам стандарт Евро-4, и дальнейший переход на Евро-5 и Евро-6 уже не будет столь финансово ощутимым. Что касается экономического аспекта, то сейчас много говорится о тенденции снижения роста ВВП, и эта «газовая атака» позволит увеличить ВВП на 3-6 проц», — подчеркнул он.

Параллельно «газует» и ГАЗ. В 2010 году он выпустил около 1,2 тысячи газобаллонных «ГАЗелей», а в 2011 году – около 4 тысяч автомобилей. В апреле с.г. состоялась церемония запуска в серийное производство легких коммерческих автомобилей нового поколения «ГАЗель Next». Начали с бортовой модели со стандартным и удлиненным вариантами платформ, которая станет базой для полной линейки коммерческой техники массой от 2,8 до 5 т. А осенью будет дан старт в серию машины «ГАЗель Бизнес» с битопливным двигателем УМЗ, работающим на бензине и КПГ. Поставщиком газового оборудования для него является итальянская компания OMVL – один из мировых лидеров в производстве газовых систем. В комплект машины входят четыре газовых баллона объемом 53,4 л с максимальным рабочим давлением 200 атмосфер и с запасом хода автомобиля на газовом топливе на 300 км.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Автотранспорт

16049-047

Такого Вы ещё не видели — сауна, душ и туалет в кабине тягача! (дополнено новым китайским предложением)

«Scania» представила кабину тягача «Sauna-Series», созданную для комфорта водителя. Отдел инноваций компании годами изучает самочувствие водителей и считает, что кабина со встроенной сауной — это ответ на все вопросы.

2024-09-26 1 307
0
zemelapis_ziema

В Литве создана карта зимнего состояния дорог

АО «Kelių priežiūra» создало интерактивную карту зимнего состояния дорог. Она должна помочь участникам дорожного движения узнать о запланированных и завершённых работах по очистке дорог государственного значения.

2024-01-31 60
0
eMegaLiner_01

Электрический полуприцеп – это выгодно?

Сегодня в Европе много говорится о переходе на электрические грузовики. Однако пока это очень проблемный вариант по многим причинам. В то же время всё чаще появляется информация об электрических полуприцепах, которые не так дороги как электрические грузовики и при этом, как утверждается, могут дать солидную экономию топлива. В данном контексте часто упоминаются полуприцепы известного производителя «Krone» c технологией компании «Trailer Dynamics». Поэтому мы решили обратиться в «Krone», чтобы узнать больше о её новом предложении.

2023-11-13 215
0
volvo_hydro

Электрические грузовики – время пришло?

Сегодня тема декарбонизации грузового автотранспорта является одной из наиболее актуальных с учётом решения ЕС отказаться от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому всё больше разговоров о грузовиках, которые используют не дизель, а альтернативный (экологичный) источник энергии – в первую очередь об электрических. Одно время эти разговоры велись в основном в Западной Европе, но недавно прошла новость о том, что компания DFDS приобрела тяжёлые электрические грузовики «Volvo» для работы в Литве. В связи с этим мы решили узнать у неё особенности эксплуатации этой техники и попытаться понять: электрификация грузового автотранспорта – это уже рентабельная или только надвигающаяся реальность с серьёзными недостатками?

2023-08-15 234
0