Iveco намерен не просто выжить
Кризис крепко ударил по сектору грузового автопрома, его в той или иной мере почувствовали все. Например, «Scania» объявила о сокращении 900 человек, «Volvo» -300, MAN в январе с.г. переводит на сокращенный рабочий день 3,5 тыс. на заводе в Мюнхене и 1,8 тыс. – в Зальциттере. Больно он затронул и итальянский концерн «Iveco».
С 2008 г. продажи концерна сократились на 800 млн. евро. Поэтому в 2011 было закрыт автобусный завод в Италии, а в прошлом году – пять заводов в Европе. О том, как складывается ситуации на шестом по выпуску грузовых автомобилей и вторым – по производству двигателей в мире гиганте, расскажем в этой статье.
Речь идет о заводах, расположенных во французском городе Шамбери, в немецких Вайсвайле и Ульме, а также в австрийских Граце и Герлице. Об этом в июле прошлого года объявил глава компании Альфредо Альтавилла во время презентации нового тягача «Stralis Hi-Way» в Мадриде.
«Закрытие сборочных предприятий — болезненная для нас мера, однако это необходимо для укрепления компании в целом. В то же время мы не намерены сокращать объемы инвестиций», — так прокомментировал он это решение.
На пресс-конференции он также назвал и точную цифру сокращения персонала -1075 чел.
Правда речь идет в данном случае не о прекращении и, возможно даже, не о сокращении производства, а о переносе его с этих заводов в более дешевую Европу – в Испанию, в Мадрид и Вальядолиде. Именно там был собран первый «Hi-Way», который стал флагманом «Stralis», модернизированным под «Евро-6».
Этому также предшествовало закрытие осенью 2011 г. автобусного завода «Irisbus Iveco» в пров. Авеллино, повлекшее увольнение около 700 чел.
Как на дрожжах
Концерн «Iveco» считается одним из самых динамично развивающихся автогигантов в Европе. Образованный в ноябре 1974 года в результате передачи немецкой «Klockner-Humboldt-Deutz» (KHD) ее отделения «Magirus-Deutz» под управление FIAT, он рос, как на дрожжах, глотая одно предприятие за другим по всему миру. Уже при своем основании он получил разнообразную прописку в виде таких подразделений FIAT, как ОМ, «Lancia», французская «FIAT France SA» (выпускавшая грузовики марки «Unic»). В 1986 году было выкуплено английское подразделение компании «Ford», в конце 80-х совместно с компанией «Oto Melara» вошел в консорциум «Iveco-FIAT-OTO-Melara» для , производства бронеавтомобилей, в 1990 приобрел испанскую компанию грузовиков и автобусов «Enas», а также её британский филиал «Seddon Atkinson Group», в 1992 году — ведущего автопроизводителя Австралии ITAL (Internatonal Truck of Australian Ltd). Лицензионная сборка автомобилей «Iveco» была налажена в Аргентине, Турции, Египте, Иране, Ливии, Венесуеэле, Чили, Эфиопии, Заире, Вьетнаме, Китае, России, Казахстане. «Iveco» владеет брендами: «Iveco», «Iveco Motors», «Iveco Margus», «Astra», «Seddon Atkinson», «Irisbus».Общее количество заводов, работающих под ними, достигло почти 50 в 19 странах мира. Кроме того, имеется 15 научно-исследовательских центров. В пиковом 2008 г. численность занятых превысила 32 тыс., а годовой оборот -10 млрд. евро. В тот год было произведено 197 тыс. машин. Кроме того, «Iveco» является вторым в мире (после «Daimler») производителем дизельных двигателей – примерно 430 тыс. в год.
В своем техническом развитии за этот период он также поражает редкой всеядностью. Начав в 1978 с легких грузовиков серии «Iveco Daily» (2,9-4,9 т), он сегодня выпускает практически любые виды грузовой техники – от тяжелых седельных тягачей до бронированных джипов. Например, только на уральском заводе своем в Миассе производит тягачи, самосвалы, сортиментовозы, трубоплетевозы, контейнеровозы. При этом он регулярно обновлял линейку в своем основном классе – тяжелых грузовиков. В 80-е годы была запущена серия «TurboStar», в 90-е годы — большое семейство «Euro»в диапазоне грузоподъемностей от 6 тонн до легально принятого лимита («EuroTech», «EuroStar» и «EuroCargo»). В начале 90-х они дважды номинировались на конкурсе «Грузовик года». Затем, в середине 90-х годов была освоена новая серия тяжелых грузовиков «EuroTrakker», оснащаемых новым дизельным двигателем «Cursor». Машины, оборудованные этими моторами, продемонстрировали рекордные показатели экономичности. Расход топлива на 100 километров пробега для автомобилей полной массой 40 тонн составил 27 литров. Наконец, очередным этапом стал вывод на рынок в 2003 серии тяжелых грузовиков «Stralis», флагман которой «Stralis AS» (Active Space) был признан «Грузовиком года 2003».
При всем, притом мнения о продукции «Iveco» всегда были противоречивыми.
Малой кровью
Возьмем поколение «Stralis». Среди явных его достоинства – низкий расход топлива и развитая сеть сервисного обслуживания. В Европе в нее входит более 800 дилерских предприятий и 3 тыс. сервисных партнеров, обслуживаемых из шести базовых складов. Фирменные экспресс-сервисы имеются в 24 странах, и половину поломок компания устраняет в течение 3 часов. Однако уязвимым местом топливной системы его считают подверженность влаге и грязи и слабая защита пневмосистемы. Это особенно заметно в странах с холодными зимами, поэтому в Скандинавии и России «итальянцы» считаются «хрупкими» и не пользуются большим спросом.
К несомненным достоинствам «итальянца» также относят комфорт и дизайн его просторной кабины, а также легкость в управлении. Зато самым уязвимым местом «итальянцев» считается бортовая электроника. Особенно это было характерно для первых моделей. Серьезным минусом «Stralis» является дороговизна его оригинальных деталей. Например, сравнительные испытания его на российских трассах в 2007 показали, что эксплуатационные затраты (без учета расхода топлива) на 1000 км. составили 1, 06 доллара, в то время, как у «Volvo» –отнюдь не самой дешевой машины – 0,76 доллара. И этот минус ставит под сомнение даже такое достоинство машины, как ресурс пробега в 1,2 млн. км, потому что чем ближе верхняя планка, тем больше поломок и дороже ремонт. Поэтому водителям не рекомендуют брать тягач с пробегом более 1 млн. – хлопот не оберешься.
Теперь все надежды у «Iveco» связаны со «Stralis Hi-Wai», появление которой в компании назвали «оранжевой революцией». Неспроста для него на презентацию в салоне Ганновере выбрали эту окраску – свет надежды и оптимизма.
В работу над проектом были брошены две с половиной сотни инженеров под руководством Норберта Хольцера. Они должны были зачеркнуть все претензии. Насколько это удалось – покажет время и отзывы водителей. Однако, если верить официальным отчетам и заявлениям, то количество неполадок и отказов удалось снизить на 60%.
До отправки в серию машина прошла 6 млн. км ресурсных заводских тестов и более 11 млн. км в компаниях перевозчиков. При этом заявлено об уменьшении стоимости оригинальных запчастей на 5% и снижении стоимости техосмотра на 7%. Потребление топлива сокращено на 2%. Плюс клиенты получают дополнительный год заводской гарантии. Вице-президент Iveco Алессандро Мортали утверждает, что новый «Stralis» обеспечивает экономию по ключевым статьям затрат: после выполнения 10 стандартных рейсов снижение совокупной стоимости владения достигает 4%.
В борьбе с влагой и коррозий по совету транспортников толщину покрытия металла методом катафореза увеличили на 30%. Поверхности покрыли антикоррозийным материалом «Tectyl».
Большинство решений снабжены приставкой «Hi»: «Hi-Design», «Hi-Technology», «Hi-Safety», «Hi-Comfort», «Hi-Services». В названиях различных версий кабин также сохранены эти две многообещающие буквы: «Hi-Way», «Hi-Road» и «Hi-Street». Даже для продвижения новинки на рынке выбрана знаменитая рок-песня Брюса Спрингстина «Working on the Highway»(«Работающий на магистрали»).
Ну, а что касается начинки, то, не повторяясь (об этой модели мы уже писали), лишь отмечу, что они собрали все лучшее, что имеется на сегодня. А при разработке двигателя остались верны своему выбору – обойтись без системы рециркуляции. Они применили хитроумную комбинацию из системы впрыска топлива «Common rail» (взамен прежних насос-форсунок), электронно-управляемого турбокомпрессора с изменяемой геометрией, системой мочевинной нейтрализации отработавших газов и хорошего газового фильтра. Такая конструкция, по мнению специалистов, не столь требовательна к качеству дизтоплива, что делает машину более адаптивной к восточному рынку. И это позволило им уложиться в 300 млн. евро, в то время, как «Daimler» потратил на «Евро-6» втрое, а «Volvo» – вчетверо больше. И при этом был признан на автосалоне в Ганновере лучшим грузовиком, став лауреатом международной премии «Truck of the Year 2013».
Общий тренд «Iveco по снижению затрат путем продвижения производства на рынки с дешевой рабочей силой чувствуется и в восточном уклоне. Еще в 90-е годы он наладил сборку грузовиков серии «Trakker» в Миассе на заводе «Ивеко-Урал», и продолжает интересоваться Россией. В частности, под эгидой военного ведомства на КАМазе в этом году планируется начать сборку бронеджипов «Iveco LMV M65», большая партия которых уже закуплена на вооружение российской армии. В прошлом году мелькала также информация и о том, что ЗИЛ рассматривает возможность собирать легкие грузовики «Iveco Daily» и «Fiat Ducato». В Казахстане также в середине прошлого года началась крупноузловая сборка открытых грузовичков, фургонов и автобусов «Iveco» на предприятии «СарыаркаАвтоПром» в Костане; всего их было собрано около 60 штук. Побывавшие в конце года на заводе представители «Iveco» подписали дополнительное соглашение, предусматривающее уже переход на микроузловую сборку.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.