Когда в товарищах согласья нет (часть 1)
С 1 сентября в России после долгих дискуссий введен утилизационный сбор. Оба члена правящего тандема – В. Путин и Д. Медведев эту меру мотивировали стремлением защитить отечественный автопром от лавины иномарок, которая хлынет после снижения импортных пошлин из-за вступления в ВТО.
При этом они надеялись, что его примеру последуют и товарищи по Таможенному союзу и СНГ. Но Казахстан и Беларусь от этой затеи увильнули. А Украина ответила зеркальной мерой. И Россия попала в ситуацию, которая мрачно оценивается экспертным сообществом.
Утилизационный сбор (УС), который в народе окрестили «налогом на хлам», применяется только к импортным машинам, но от него избавлены члены Таможенного союза (ТС) и товары, имеющие этот статус. Его платит импортер, за исключением случаев, когда машина ввозится для личного пользования — тогда платит физическое лицо по пониженной ставке. Что касается отечественных производителей и иностранных сборщиков в России, то формально они тоже должны платить УС. Однако от него они освобождаются, если дают гарантию утилизировать старье своими силами.
От УС также освобождаются : участники государственной программы по переселению соотечественников, беженцы, вынужденные переселенцы, сотрудники посольств, консульств, международных организаций и члены их семей. Если новый автовладелец не принадлежит к какой-либо из этих категорий граждан, ему придется выплачивать утилизационный сбор после покупки у них автомобиля.
При этом размер сбора зависит от того, кто платит (юридическое или физическое лицо), от новизны автомобиля и от объема его двигателя. В основе платежи заложены две базовые ставки: 20 тыс. руб. для легковых и 150 тыс. руб. – для коммерческих автомобилей.
При этом для физических лиц установлены коэффициенты 0,1 и 0, 15, означающие, что за новые легковушки они будут платить УС 2 тыс. руб. и по 3 тыс. за машины старше трех лет.
Юридическим лицам придется раскошеливаться гораздо большими суммами. По максимуму обойдутся самосвалы полной массой свыше 350 тонн, которые предназначены для езды по бездорожью — сразу 37 (5,5 млн. рублей) за новые машины и 40 базовых ставок — за старые.
За транспортные средства весом до 2,5 тонны юридическим лицам придется заплатить по 0,5 от ставки в 150 тысяч рублей (75 тысяч), если автомобиль новый, и по 0,8 ставки (120 тысяч), если он старше трех лет.
Позаботились власти и о кнуте. Для острастки предусмотрено не ставить на учет машины, если в техпаспорте нет отметки об УС. Как разъяснил начальник Управления надзорной деятельности Госавтоинспекции МВД России Александр Борисов, при регистрации транспортных средств будут обращать особое внимание на графу «Особые отметки», где и содержатся данные об утилизационном сборе. Они непременно должны быть заверены подписью должностного лица и печатью производителя авто или личной номерной печатью должностного лица таможни. Отсутствие отметки лишает водителя возможности зарегистрировать свой автомобиль. Это требование не распространяется на машины, паспорта которых выданы до 1 сентября 2012 года.
Верится с трудом
Представители Минпромторга и др. официальные инстанции утверждают, что при расчете ставок УС чиновники ограничили их рамками именно той разницы в 5%, которую бюджет лишился в результате снижения импортной пошлины на автомобили с 30 до 25% после вступления в ВТО. Пошлина же была увеличены в рамках антикризисной поддержки в январе 2009 г.
Однако предприниматели утверждают, что на самом деле автомобили, по крайней мере, некоторые, уже подорожали. В первую очередь это коснулось грузовиков. По словам гендиректора компании «AsstrA Transport» Олега Гребенько, на седельный тягач от 12 до 20 тонн полной массы ставка таможенной пошлины была и осталась 5% от таможенной стоимости, но теперь к ней добавился утилизационный сбор – 220,5 тыс. руб. «Подорожали грузовики – как импортируемые из-за рубежа, так и собранные в России. На вторичном рынке также ожидается повышение цен», – резюмирует он.
Впрочем, эксперты выражают надежду, что в долговременной перспективе цены будут снижаться по мере того, как будет уменьшаться импортный налог. Ведь по требованию ВТО на протяжении трех лет ставка будет оставаться неизменной, а потом в течение четырех лет она будет ежегодно снижаться на 2,5 процентов. Благодаря этому в 2019 году размер пошлины на новые автомобили должен составить всего 15%.
Но не только сомнения по поводу грядущих потерь одолевают предпринимателей. Главный вопрос, который сегодня вынесен на волне критики новшества – о готовности промышленности к переработке машин в утиль. Мнения властей и экспертов на сей счет сильно расходятся.
Согласно правительственному постановлению, ответственным за создание необходимой индустрии возложено на Минпромторг. Ему поручено разработать концепцию создания соответствующей отрасли. Главная идея состоит в том, что автопроизводителей обяжут организовать за свой счет на территории каждого региона РФ и в каждом поселении, городском округе с численностью населения 500 тысяч человек и более пункты приема и доставку подлежащего утилизации авто. А пока Минпромторг будет вести специальный публичный реестр организаций-автопроизводителей, которые приняли на себя обязательства по утилизации автомобилей. Недавно сообщалось, что в него записано уже около 80 предприятий. В министерстве утверждают, что в России полно охотников чуть ли не бесплатно отвозить старье в пункты переработки.
Однако ни такой оптимизм, ни такой подход не разделяют многие эксперты. Во-первых, есть большие сомнения, что необходимые для утилизации мощности будут созданы быстро. По расчетам руководителя практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли из компании PwC Стенли Рута для этого потребуется построить около 30 предприятий, способных перерабатывать по 100 тыс. автомобилей. Для этого требуются инвестиции порядка 2 млрд. долларов в течение 7-10 лет. Раскошелится ли на такую сумму частный бизнес – весьма сомнительно, поскольку он отнюдь не особо прибыльный. Что касается государственных инвестиций, то здесь, как всегда, возникают сомнения относительно соблазнов использовать собранные за счет УС средства строго по целевому назначению – ведь в бюджете всегда найдутся прорехи. Да и к тому же, согласно постановлению, целевая сфера этих денег определена достаточно широко: и на строительство дорог, и на защиту окружающей среды. Так что распылить их можно очень быстро, отмечает исполнительный директор «Объединения автопроизводителей России» Игорь Коровкин.
И совсем уже философски настроен первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков. По его мнению, снижение конкуренции еще больше снизит качество отечественного автопрома. Лысаков в связи с этим рассказал притчу о том, как представители американского автопрома пришли к Рейгану и попросили его «сделать что-то» сяпонцами, на долю которых приходилось большая часть продаж авто в США. Рейган ответил, что не видит в этом проблемы: «Делайте автомобили лучше, чем у конкурентов, и люди будут их покупать».
Продолжение следует
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.