Автопилот: по-американски и по-русски
Понятие автопилот до недавнего времени ассоциировалось исключительно с авиацией и морским транспортом. Однако, благодаря усилиям компании Google он стал реальностью и для автомобилей. Пока – только легковых. Однако российские инженеры поставили задачу расширить сферу применения системы и на грузовой автосектор.
Компания «РобоСиВи», являющаяся резидентом Инновационного центра «Сколково», обещает превратить свое детище в товар лет через пять.
Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения ежегодно более чем 1,2 миллиона человек гибнут в результате ДТП, а ещё 50 миллионов получают травмы различной степени тяжести. При этом, процент ДТП по техническим причинам очень мал — до 60 % аварий с летальным исходом связаны с человеческим фактором: езда «под газом»; лихачество, треп по телефону и т.п.
Кроме того, пребывание за рулем – это серьезная психологическая нагрузка, которая даже при небольших расстояниях заводит нервную систему и вносит толику усталости. А если на работу и обратно час езды и более, и это — каждый день? А если вождение – это профессия?
Вот почему сказочная мечта о самоуправляемом автомобиле, в котором можно даже спать, уже давненько овладевает умами конструкторов. И, кажется, уже обретает контуры реальности.
Прорыв
Из сообщений СМИ известно, что сегодня относительно рабочими версиями автопилотов обладают компании BMW, «Ford», «Cadillac», «Volkswagen» и «Volvo». Однако, первыми прорыв осуществили американцы.
В мае с.г. мир облетело сенсационное сообщение о том, что власти штата Невада выдали компании «Google» первый образец водительских прав на автомобили-самоходы для поведения испытаний на городских улицах. Они представляют собой карточку красного цвета с символом бесконечности. Ими удостоилась модернизированная «Toyota Prius», которая продемонстрировала свои способности на центральном проспекте Лас Вегаса. Для этого потребовалось принятие специального закона штата, который вступил в силу с 1 марта с.г. Вскоре последовало сообщение, что на автопилотное вождение лицензирован также «Audi TT» и гибридный кроссовер «Lexus RX450h».
Тем самым был признан успех команды из 15 изобретателей под руководством инженера Себастьяна Труна, директора Стэнфордской лаборатории искусственного интеллекта в работе над проектом «Google car». В августе было объявлено, что, начиная с 2010 г. испытательный пробег с автопилотом достиг 480 тыс. км. И при этом не было ни одной аварийной ситуации, за исключением небольшого инцидента, когда водитель другой машины, трогаясь на светофор, перепутал переднюю и садню передачи.
В материальном воплощении «автопилот» – это комплект, в который входит некая коробка и множество выносных датчиков. А по сути, это «нервная система» и «мозг», способные оценить окружающую обстановку. Он понимает, где находится транспортное средство в данный момент, и видит препятствия, возникающие на его пути. Он же планирует маршрут движения.
Правда, пока по правилам каждый автомобиль с автономным управлением должен быть в сопровождении как минимум двух человек. Один из них обязан сидеть на месте водителя, чтобы в случае ЧП перейти на ручное управление, другой – с пассажирского сиденья контролировать ситуацию. Именно в таком сопровождении проводились испытания. Однако, как сообщил ведущий инженер «Google» Крис Урмсон, на новом этапе испытаний в салоне машин будут только по одному человеку. Машину будут апробировать в усложненных дорожных условиях, скажем, на заснеженной трассе, будет расширен спектр распознаваемых знаков (например, предупреждений о дорожном ремонте и пр.). Ну, а вообще без водителя автомобиль сможет обходиться только года через три.
Автопилот по-русски
Совсем недавно – буквально на днях, российские СМИ объявили о том, что ученые из компании «РобоСиВи» намереваются переплюнуть американцев.
Работы ведутся в рамках проекта и разработки собственного навигационного комплекса на базе системы ГЛОНАСС. Первые экземпляры отечественного автопилота планируется выпустить уже в 2013 г., а серийное производство должно быть запущено к 2015-2016 гг.
В большом интервью газете «Взгляд» гендиректор компании Сергей Мальцев отметил, что главной особенностью российского подхода является создание «мозга», способный управлять любым транспортным средством. Этим он отличается от западных разработок, ориентированных под конкретный автомобиль.
«На Западе «автопилот», как правило, разрабатывают под конкретный робот или автомобиль. Мы же хотим создать полностью законченный продукт, который сможет использовать любой на своем транспортном средстве. В этом и есть главная новизна нашего проекта.
К примеру, компания «Toyota» пожелала сделать из своих автомобилей робомобили. Сегодня для этого ей прежде придется найти какой-нибудь институт или компанию, которая займется соответствующей разработкой. А вот в будущем она может приобрести готовый продукт у нас, интегрировав его в любой свой автомобиль. Предлагаемый нами вариант намного быстрее и дешевле», — отметил он.
По словам Мальцева, в отличие от инженеров «Google», которые пока ограничиваются только легковыми автомобилями, российский прибор изначально будет универсальным, и его можно будет использовать в грузовиках, работающих на строительстве, в карьерах, на длинных трассах. Кроме того, он годится и для водного транспорта, и для беспилотных летательных аппаратов, и для автономных планетных роботов.
Поэтому, даже при начальной стоимости, которая исчисляется десятками тысяч долларов, для определенных видов работ такая техника будет приемлема. Ведь, к примеру, на карьерных работах водитель получает порядка 100 тыс. рублей в месяц, и срок окупаемости, следовательно, составит менее года.
Что касается «автопилота» для обычных автомобилей, то в будущем ««РобоСиВи» намерен уложиться в 2 тысячи долларов, в то время, как у «Google» набор компонентов и датчиков стоит порядка 100 тысяч долларов.
Мальцев также отметил, что их автопилот гораздо компактнее, чем у «Google», датчики которого огромные и устанавливаются на крыше автомобиля.
Впрочем, Мальцев вполне реально оценивает сложности в конкуренции с западными разработчиками в коммерческом плане, предполагая, что на мировой рынок пробиться будет непросто. Западные автоконцерны предпочитают работать со своими национальными компаниями. Он признает, что русские существенно отстали и по времени: пока они всего лишь на стадии «старт-ап» (start up). Пока проект получил грант Фонда «Сколково» — 150 тысяч долларов и налоговые льготы. Но нужны миллионные инвестиции.
Осторожно он оценивает и выход машин с автопилотами на трассы. В лучшем случае – лет через пять. Большим тормозом здесь может стать законотворческий процесс. В США, где такие вопросы регулируются на уровне штатов, с этим проще. Да и то, пока речь идет лишь о лицензиях на испытания. Когда же речь пойдет о массовой продаже, могут возникнуть серьезные юридические коллизии. Например, кто станет ответчиком в случае, если автопилотный автомобиль собьет человека?
Как бы то ни было, похоже, что на пути к идеальной цели – свести к нулю смертность на дорогах, поставленной Еврокомиссией, появилось революционное решение, которые в той или иной – но уже вполне обозримой перспективе позволит сделать шаг, нет – настоящий прыжок вперед.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.