Новые европейские правила перевозки опаcных грузов: плюсов все-таки больше
С 25 апреля 2012 года радикально изменились правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугороднем сообщении. Теперь транспортировка осуществляется по требованиям, установленным Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) от 30 сентября 1957 года.
Решение о переходе на новые стандарты было принято год назад. Однако эти правила уже знакомы участникам рынка, они руководствуются ими во время международных рейсов начиная с 1994-го. В Министерстве транспорта РФ считают, что применение положений ДОПОГ позволит упорядочить процесс перевозки опасных грузов, определить единые требования не только к перевозчикам, но и к грузоотправителям (в части предъявления только тех грузов, которые упакованы, затарены, промаркированы в соответствии с новыми правилами), а также условия транспортировки в целях обеспечения безопасности.
Как отметили в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), произошедшие изменения действительно кардинальны: они касаются требований к оборудованию автотранспортных средств и их маркировке, правил оформления документации (к примеру, свидетельство о допуске должно быть нового образца, вместо аварийной карточки на борту необходимо иметь письменные инструкции для водителя). «Я искренне завидую автоперевозчикам, у них появились такие правила, у железнодорожников подобных правил нет, – убежден президент НП «Гильдия экспедиторов» Семен Резер. – В этом документе прописано все: какие накладные, какие сопроводительные ведомости, за что отвечает грузоотправитель, фрахтовщик, водитель, указан порядок подачи груженых и порожних контейнеров, маркировка контейнеров, подарок определения веса, порядок пломбирования, сроки и правила выдачи груза, порядок очищения подвижного состава и т. п. Именно таких правил не хватает на железной дороге». Особые условия установлены для эксплуатации цистерн, которые в обязательном порядке должны иметь код в соответствии с требованиями приложений А и В к ДОПОГ. Также правила предусматривают строгое согласование маршрута, что включает в себя часть целого комплекса действий по получению специальных разрешений. Кроме того, требования ДОПОГ распространяются на инфраструктуру предприятий, парк, технические средсКтва, кадры и подготовку экипажа.
В свою очередь, в Минтрансе России подготовили проекты приказов, которые регулируют порядок выдачи свидетельств об обучении водителей и консультантов по вопросам безопасности, проведения экзамена экипажа и т. д. В ближайшее время они должны пройти процедуру согласования и будут зарегистрированы в Министерстве юстиции, после чего вступят в силу. Вместе с тем еще действует приказ Министерства транспорта РФ от 8 августа 1995 года № 73, прописывающий старые правила перевозки опасных грузов, хотя в ведомстве уже подготовили проект его отмены.
А пока автоперевозчики могут пользоваться старыми правилами, если они не противоречат новым.
Плюсов все-таки больше
Несмотря на то, что с нововведениями всегда связаны некоторые не-удобства, автоперевозчики в целом довольны вступлением в силу новых правил. Многие из них уже давно ждали этого часа. Так, по словам начальника службы эксплуатации ООО «Асстра Карго» Александра Картамышева, то, что российские правила перевозок опасных грузов устарели и не отвечают действительности, было понятно уже почти десять лет назад.
Европейские стандарты потребуют изменений в структуре автомобильных компаний, в частности, перевозчикам придется обновить свой парк, ввести новую должность – консультанта по безопасности и перевозкам опасных грузов. Из глобальных последствий, по мнению генерального директора ОАО «Совтрансавто-экспедиция» Леонида Шляпникова, со временем стоит ожидать укрупнений, в результате чего на рынке останутся только серьезные игроки, специализирующиеся на опасных грузах.
Но главное, считают автоперевозчики, требования ДОПОГ позволят избежать двойных стандартов. «Не секрет, что ранее существовали серые схемы перевозки опасных грузов, а требования к оборудованию трактовались двояко, – отметил А. Картамышев. – Например, органы УВД при перевозке газовых баллонов требовали специальную защиту бака. Теперь существует технический регламент, который предписывает, что обязательно должно быть на автомобиле. Надеюсь,что теперь порядка на дорогах станет гораздо больше».
Под его словами наверняка подписались бы многие участники рынка. Так, аналогичного мнения придерживается генеральный директор City Express Алексей Кичатов. «Новые правила не только позволят упорядочить процесс перевозки, но и застрахуют перевозчиков от произвола со стороны сотрудников ГИБДД, которые не смогут самовольно запрещать транспортировку грузов, например, в ночное время», – говорит он.
Между тем для некоторых участников рынка, как полагают эксперты, введение новых правил чревато трудностями на первых порах. «Негативные последствия ощутят перевозчики, использующие транспорт российского производства, который не удовлетворяет требованиям ДОПОГ. Трудности также начнут испытывать те, кто ориентировался на решение вопросов с помощью денег, а не путем работы по установленным правилам», – уверен коммерческий директор ООО «СТА.ру» Вячеслав Федоров. Главным подводным камнем может стать бумажная волокита. «Появилось множество документов, поэтому на их оформление будет уходить больше времени, нужно будет получать больше подписей и печатей. Все эти формальности могут задержать продвижение подвижного состава и груза», – добавляет С. Резер. Но он убежден, что бюрократия в данном случае только на пользу и не помешает, если активно использовать электронные документы.
Будущее покажет
Однако ввести новые требования мало. Как отметил Л. Шляпников, необходимо качественно их контролировать и при возможности упрощать операции по оформлению и контролю. Только в этом случае вложения компаний в покупку технических средств, в обеспечение качества и безопасность услуг будут способствовать развитию бизнеса.
Непростая ситуация складывается и из-за того, что на территории РФ сохраняется действие старых правил в отношении внутренних перевозок, которые не предусматривают признака услуги. «Например, если наша компания перевозит груз для клиента А (он выступает заказчиком) и доставляет груз клиенту В, то это является коммерческой перевозкой. В данном случае мы действуем по правилам Европейского соглашения, – поясняет А. Картамышев. – Если же предприятие А обладает собственным автомобилем, на котором доставляет груз для своего подразделения в другом городе, то это уже внутренняя перевозка, которая предусматривает применение старых правил транспортировки».
И все-таки несмотря на свой радикальный характер новые требования вряд ли существенно изменят рынок перевозок опасных грузов. По оценкам специалистов, возможно, цены на автотранспортировку данной номенклатуры немного повысятся, но массового оттока на железную дорогу не произойдет. «Взрывных изменений не случится. Выбор автотранспорта для большого количества категорий грузов останется для российских клиентов приоритетным в ближайшей временной перспективе», – уверен Л. Шляпников. С ним согласен и С. Резер, который убежден, что автоперевозчики только выиграют в конкурентной борьбе с железнодорожными операторами. Но в ближайшее время ОАО «РЖД», Министерство транспорта РФ и НП «Гильдия экспедиторов» начнут разработку собственных правил грузоперевозок, в том числе и по данному виду номенклатуры.
Итак, главные последствия вступления в силу новых правил проявятся еще не скоро. Лишь спустя какое-то время станет понятно, насколько ДОПОГ победило коррупцию на дорогах и увеличило ли клиентуру автоперевозчиков.
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.