«Книжный» капитал: кто заплатит за войну ФТС и АСМАП?

gruztir

Эпопея с отменой книжек МДП (международные дорожные перевозки, TIR) в России длится не первый месяц. Федеральная таможенная служба (ФТС) и Ассоциация международных перевозчиков (АСМАП) отстаивают свои позиции, в то время как сами перевозчики выходят на митинги.

Сложившуюся ситуацию эксперты, опрошенные агентством «Прайм», называют неприятной, но предсказуемой, поскольку цена вопроса — миллионы рублей.

Приговор отсрочен, но не отменен

В минувшую субботу, 30 ноября, АСМАП сообщила, что получила от таможенников письмо с уведомлением о переносе на 1 июля 2014 года срока расторжения соглашения. Источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что ФТС направила письмо в АСМАП уже поздно вечером в пятницу, в конце рабочего дня. Прекратить сотрудничество с АСМАП и полностью отказаться от книжек МДП, выдаваемых исключительно этой организацией при перевозках на территории России, таможня намеревалась еще с 1 декабря.

Однако уже в понедельник ФТС уточнила, что грузоперевозчики смогут применять книжки МДП в качестве обеспечения исключительно при транзите товаров, ввозимых через три таможни Северо-Западного таможенного управления (Выборгская, Карельская и Мурманская). На всех остальных пунктах пропуска они должны предоставлять другие гарантии уплаты таможенных пошлин на случай, если машина не доедет до заявленного грузополучателя.

В поисках новых механизмов

Отсрочка дана для того, чтобы можно было провести переговоры с Международным союзом автомобильного транспорта (The International Road and Transport Union, IRU) по вопросам, связанным с модернизаций Таможенной конвенции о международных перевозках грузов с применением книжки МДП и при этом должным образом обеспечить соблюдение интересов РФ, отметили в ФТС.

До настоящего времени задолженность IRU в сумме 20,8 миллиарда рублей не урегулирована, напомнили в ведомстве и добавили, что «дальнейшее развитие отношений с национальными гарантийными объединениями будет выстраиваться на основании открытых конкурсных процедур».

«Необходимо продумать новые механизмы, которые бы улучшали положение перевозчиков и ситуацию в России в плане транзита и прохождения границы. Как видим, все пожелания и мольбы со стороны автомобильного сообщества и бизнеса были услышаны и таможенная служба перенесла сроки», — говорит член центрального штаба ОНФ, депутат комитета Госдумы РФ по транспорту Александр Васильев.

«Мы будем контролировать этот вопрос и как депутаты подключимся к решению проблемы. Конечно, новые правила, которые были прежде, только ухудшали положение на границе и ложились экономическим бременем на перевозчиков и бизнесменов. Те нормы, которые будут введены через полгода, необходимо оптимизировать», — отмечает Васильев. Повторение ошибок негативно скажется на российском рынке, резюмирует он.

Денежный вопрос испортил всех

Таможня каждый год ищет способы упорядочения и распределения финансовых потоков, считает глава агентства InfraNews Алексей Безбородов. «У них сегодня собираемость 111% по пошлинам и штрафам, последние два года они практически не проигрывают суды. Однако данная история к реальности не имеет никакого отношения. Они попросту придумали штрафы, просроченные платежи. Проще говоря, выдумали такие огромные долги», — говорит эксперт.

Между тем Высший арбитражный суд РФ еще 14 октября 2013 года вынес постановление о признании недействительным решения ФТС по отмене книжек МДП. А решения суда обязательны к исполнению всеми, отмечает партнер юридической фирмы Vegas Lex Игорь Чумаченко. Следовательно, чиновники ФТС могут быть привлечены к ответственности, в частности, оштрафованы, поясняет он.

«Что касается задолженности АСМАП, то общий срок давности взыскания ограничен тремя годами», — говорит эксперт, добавляя, что сумма долга, вероятнее всего, меньше 20 миллиардов рублей. Напомним также, что АСМАП не отрицает наличие задолженности, но в разы меньше — всего 1 миллиард рублей.

Действительно, полной официальной информации по данному вопросу до сих пор нет, а та, что есть, носит обрывочный, фрагментарный характер, считает координатор Ассоциации владельцев грузового транспорта и объектов транспортной инфраструктуры «Дальнобойщик» Валерий Войтко.

«Упрощенный переход границы по процедуре МДП подразумевает некие финансовые гарантии — залог того, что импортный груз не уйдёт налево, а доедет до терминала растаможки. Сейчас гарантийные деньги за каждую фуру аккумулирует АСМАП, выступающий представителем-агентом международной организации IRU. Не исключено, что речь может идти о переориентации этих денег от АСМАП на другие организации», — говорит он.

Чего бояться и стоит ли

Своими мнениями с агентством «Прайм» на условиях анонимности поделились и некоторые перевозчики. Большинство из них рассказывают о нарушениях в регионах. Так, многим из них определенные формы обеспечения едва ли не навязываются — кому-то предлагают обращаться к определенным коммерческим структурам, кому-то выбрать иную форму транзита. Именно по этой причине вышли на митинг дальнобойщики в Брянске.

По мнению перевозчиков, переход на новую систему уже привел к удорожанию и усложнению процедур, возникновению очередей на границе. Перевозчики, в том числе из других стран, вынуждены покупать финансовые гарантии, их издержки выросли в разы. В итоге транспортные компании перекладывают издержки на владельцев грузов, а те — на конечного потребителя.

Безбородов же уверен — на самом деле ничего страшного не случится, никто с голоду не умрет. «Большинство компаний просто в итоге будут работать через российские порты или переориентируются на внутрироссийские направления. Те же, кто останется, будут вынуждены оставлять на счетах ФТС огромные залоговые платежи как гарантию доставки товара», — говорит эксперт.

На границе пока все спокойно

Ситуация в автомобильных пунктах пропуска на российской границе остается стабильной, все таможенные органы работают в штатном режиме, подчеркивают в ФТС.

В Южном таможенном управлении подтвердили, что на сегодняшний день пробок на границе нет.

Официальный представитель Брянской таможни Людмила Борисова рассказала, что очередей на пограничных пунктах пропуска, кроме МАПП «Троебортное» и МАПП «Новые Юрковичи» нет, движение свободно на въезд и выезд для всех автотранспортных средств.

Перед МАПП «Троебортное» со стороны Украины очереди ожидают 165 грузовых транспортных средств, перед МАПП «Новые Юрковичи» — 10 единиц грузового автотранспорта, но это обыкновенная ситуация. Брянская таможня также работает по ранее установленным правилам. «Книжки МДП в качестве гаранта не принимаются», — добавила Борисова.

В Курской таможне аналогично — работа идет по правилам, введенным с 12 ноября (отменены книжки МДП), очередей нет. Там отмечают, что и далее будут работать в соответствии с приказом. По правилам, введенным с 12 ноября, работает и Белгородская таможня. Очередей здесь тоже нет.

Комментарии

На данный момент комментариев нет


Ваш комментарий

Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь

или зарегистрироваться.

Актуалии

14399913416_bb78edd786_b

Ограничения движения грузовиков в Валенсии отменены, но начались ПРОТЕСТЫ НА ГРАНИЦЕ ИСПАНИИ И ФРАНЦИИ

Ограничения движения грузовиков в Валенсии были отменены. Но у перевозчиков новая беда — начались буйные протесты французских фермеров, которым законы не писаны (подробнее — здесь).

2024-11-20 57
0
padangos_ziema

ВАЖНО! Новые требования к зимним покрышкам в Германии и Франции (дополнено о ВСЕХ СТРАНАХ Европы)

C 1 октября в Германии и Австрии и с 1 ноября во Франции к зимним будут относиться только покрышки с изображением горы и снежинки. Знака M+S теперь будет недостаточно. Более подробная информация (в том числе о Швеции) — здесь и здесь (о Германии).

2024-11-12 116
0