Кипит наш разум возмущенный
- Боже, какой накал страстей! Негодует околотаможенный люд. Все возмущены решением ФТС по предстоящей отмене книжек МДП. Какой позор! Как так можно?! Мы стали посмешищем в глазах всего мира! Весь мир применяет, а мы отменяем! Да это же бомба, заложенная под Таможенный союз! Даже Монголия и Китай применяют Конвенцию МДП. И сплошные нелицеприятные эпитеты по адресу тех, кто принял такое решение. Так резюмировал свое мнение по поводу решения ФТС об отмене книжек МДП в разговоре с редакцией ТКС эксперт рынка Евгений Беспалов. Разумеется в тексте есть эмоции, куда без них. И есть взвешенный анализ ситуации
Позвонил как-то один из бывших моих коллег, мол, — А ты слыхал, чего они на этот раз удумали? Нет, честно признался я, не слыхал, а что? Отменить книжки МДП, с негодованием в голосе отвечал мне мой коллега. И как тебе это? Полная ерунда, — отвечал я. Это международная Конвенция, которую просто так, за здорово живёшь, не отменить. –
На том конце провода мой собеседник саркастически хмыкнул и перевёл разговор на другую тему. И вся эта история с книжками МДП ушла на второй план.
Лично я давно уже перестал чему-либо удивляться. И расстраиваться из-за всей этой неразберихи с «направлением дальнейшего движения», царящей в центральном аппарате ФТС, тоже. Зачем и для чего?
Сколько уже было «сломано копий» вокруг разнообразных инициатив руководства ФТС России. Одна история с «Концепцией переноса таможенного оформления» чего стоила! А чем всё закончилась? Её тихо «спустили на тормозах». Правда денег тогда было вбухано в строительство ТЛТ. Но, не оправдала себя Концепция. И не от того, что была изначально неверной. Просто народ у нас костный, инертный, не оценил эту новацию.
Так и в данном случае, пошумят, подискутируют, да успокоятся, решил я. Но, я ошибся. Ситуация вокруг злосчастных книжек МДП стала стремительно развиваться.
А тут ещё позвонил мой старинный знакомый с каверзными вопросами, мол, а как ты прокомментируешь письмо ФТС от 11.09.2013 № 01-11/40214 «О направлении разъяснений»? А как тебе этот документик в виде письма ФТС от 13.09.2013 № 01-11/40499 «О применении мер, предусмотренных письмом ФТС России от 4 июля 2013 г. № 01-11/28474»?
Далась же им всем эта Конвенция МДП!
Пришлось отложить текущие дела, чтобы понять, наконец, что же происходит.
Аналитики (вот ведь пессимисты!) прогнозируют неминуемый коллапс в автомобильных пунктах пропуска с момента отмены книжек МДП. И все напряжённо ожидают условный день «Ч». А его всё переносят и переносят.
Поначалу и я поддался всеобщему ажиотажу и, также как и все, был готов предать анафеме всех авторов этого «гениального решения». Мыслимое ли это дело – отменять действие международной Конвенции какими-то письмами, даром, что подписанными самим Руководителем ФТС? А где решение Правительства или указ Президента по данному вопросу? Где приказы или распоряжения ФТС, изданные в их исполнение? С каких это пор письмо стало собою подменять указанные НПА, не говоря уже про решения Комиссии таможенного союза?
В общем, градус кипения моего возмущения зашкалил и решил я разобраться в этой «новации» ФТС России, не оставив от неё камня на камне. Хотя бы для себя И, вооружившись всеми необходимыми документами, углубился в их изучение. Это бывает очень полезно, регулярно освежать свою память чтением нормативно-правовых актов. И старых, и вновь появившихся.
Что же пытается отменить ФТС своими письмами? И из-за чего? И заскрипел я своими мозгами, вчитываясь в скучные тексты статей Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 года. Не скажу, что прочитанное стало для меня откровением, но призадуматься заставило.
Сразу оговорюсь. В принципе решение по отмене книжек МДП настолько же верное, насколько и запоздалое. Причём изрядно. Другое дело, каким образом это решение принято.
Но, обо всём по порядку.
Не вдаваясь в излишние подробности, узрел я следующее.
Итак, статья 6 Конвенции гласит:
«1. Каждая из Договаривающихся Сторон может, установив для этого известные гарантии и на известных условиях, предоставлять некоторым объединениям право выдавать непосредственно или при посредстве объединений, являющихся их корреспондентами, книжки МДП и предоставлять гарантии.
2. Объединение может быть признано в данной стране только при условии, что предоставленная им гарантия покрывает также ответственность, принятую им на себя в этой стране в связи с операциями, производимыми с применением книжек МДП, выданных иностранными объединениями, входящими в международную организацию, в состав которой входит и данное объединение.»
Вот мы и установили, что в России имеется некое Объединение, которому предоставлено «право выдавать непосредственно или при посредстве объединений, являющихся их корреспондентами, книжки МДП и предоставлять гарантии». И «предоставленная [Объединением] гарантия покрывает также ответственность, принятую им на себя в этой стране в связи с операциями, производимыми с применением книжек МДП, выданных иностранными объединениями…»
Как следует из старинного письма ГТК России от 02.07.1992 № 01-13/3438 «О Справочнике по Конвенции МДП 1975 г.» «… в Российской Федерации гарантирующей организацией по отношению к таможенным органам в рамках Конвенции МДП 1975 г. является Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), которая представила гарантийное обязательство уплачивать таможенным органам Российской Федерации все причитающиеся им таможенные пошлины и сборы, которые могут быть наложены на держателей книжек МДП». Значит, в России именно АСМАП гарантирует «уплачивать таможенным органам Российской Федерации все причитающиеся им таможенные пошлины и сборы, которые могут быть наложены на держателей книжек МДП». С тех пор принципиально ничего не поменялось. И как же АСМАП исполняет свои гарантии?
Если верить Информации ФТС России от 29 июля 2013 года о Предоставлении обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в качестве гарантий при таможенном транзите товаров, то никак: «Как уже сообщалось, по состоянию на 1 июня 2013 года сумма задолженности, образовавшейся в связи с нарушением процедуры МДП, превышает 20 млрд. рублей и составляет 41% от общей суммы задолженности участников внешнеэкономической деятельности перед таможенными органами».
О как! Не справляются, в минус работают ребята. «Догарантировались». Так, значит, виновата исключительно АСМАП! Ой, ли? Неужели всё так просто?
Можно долго и нудно говорить про те проблемы автоперевозчиков, которые как раз АСМАП призвана решать, но на самом деле не решает, возложив на себя чисто представительские функции. Можно припомнить ситуацию с передачей таможенным органам функций по осуществлению иных видов государственного контроля, когда со стороны АСМАП звучала только критика в адрес таможни, без каких-либо конструктивных предложений. Стоит ли повторяться?
Прикинем. Сумма задолженности в 20 млрд. руб. не маленькая, и образовалась явно не в один день, и даже год. Хотя, что и с чем сравнивать. Вот, например, плановое задание по перечислению денежных средств в доходную часть Федерального Бюджета, поставленное перед ФТС России Правительством и Президентом составляло 6,8 трлн. руб. И это задание ценой колоссальных усилий таможенными органами Российской Федерации было исполнено.
Мне сейчас трудно судить о том, какой точно % товаров был не доставлен до таможенных органов назначения и сколько в результате составила сумма таможенных платежей, недополученных в Федеральный Бюджет. Такой информацией официально я не обладаю. Зато обладаю другой.
Структура таможенных платежей, поступающих в доходную часть Федерального Бюджета, известна всем. До 80 % от них составляют платежи, взимаемые таможенными органами от экспорта энергоносителей. Учитывая вид транспорта (морской, железнодорожный и трубопроводный), АСМАП тут и близко не стояла.
Соответственно, фактически участвовать АСМАП может только при осуществлении грузовых перевозок товаров, на которые приходятся оставшиеся 20 % платежей. Но и тут, с учётом, авиа-, ж/д- и морских перевозок, доля участия АСМАП является, хоть и не маленькой, но отнюдь не главенствующей. Это связано ещё и с тем, что в ряде случаев стоимость перевозимых товаров не покрывается гарантией наличия книжки МДП. Тем не менее, 41% или 20 млрд. руб. долга набежало.
Нынешний конфликт назревал давно. И предпосылки к его возникновению возникли далеко не вчера.
Недоставка товаров до таможенных органов назначения явление отнюдь не новое. В лихие 90-е годы дела по недоставке товаров возбуждались таможенными органами регулярно и в большом количестве. Постепенно, по мере роста технической оснащённости таможенных органов и цивилизованности отношений в сфере ВЭД, это зловредное правонарушение стало постепенно «сходить на нет». И эта тенденция сохранялась до конца 2000-х.
Но, в конце 2008-начале 2009 гг. на волне очередного всплеска мирового экономического кризиса недоставка снова напомнила о себе. И именно по части автоперевозок. Тогда ряд разорившихся прибалтийских фирм-автоперевозчиков было перекуплено некими, скажем так, недобросовестными представителями бизнес-сообщества России. А потом начались заезды «в один конец», когда машины со знаками «TIR» стали безвозвратно растворяться на бескрайних российских просторах. Вместе с ввозимыми товарами, разумеется. Уже тогда такой документ как книжка МДП превратился в фикцию. Уже тогда на повестку дня встал вопрос по внесению обеспечения, как защите от недоставки.
Вот когда нынешняя новация ФТС была бы полностью оправдана. Вот когда и надо было обязать таможенные органы не принимать в качестве меры обеспечения таможенного транзита книжки МДП. И обязать АСМАП платить по счетам.
Но, нет. В то время Руководитель ФТС только посетовал на несовершенство существовавшего тогда таможенного законодательства. Дескать, создавалось оно его предшественниками и было таким мудрёным, что в нём трудно было разобраться. И писалось оно только для того, чтобы с него можно было кормиться всякого рода детям и внукам создателей этого самого законодательства. Грустно, что это он осознал только через три года руководства ФТС.
Эх, а какой момент был тогда упущен! Чем сетовать на несовершенство законодательства, взять бы да и применить его по всей строгости. Тогда, в самый пик недоставки. Это, конечно, тоже вызвало бы бурю негодования, но имело под собой достаточное обоснование.
Ладно, списали тогда всё на бывшее руководство ГТК-ФТС и на несовершенство законодательства. По первому разу сошло весьма неплохо, как в старом анекдоте про «три конверта».
За прошедшие 4-5 лет мы уже достаточно основательно разобрались во всех сложностях и нестыковках, изменили таможенное законодательство, создали, наконец, так давно декларировавшийся с высоких трибун Таможенный союз и даже вступили в ВТО, пройдя очень тернистый путь уступок мировому сообществу. Всё привели в соответствие мировому законодательству. Передали таможенным органам ряд контрольных функций от других контролирующих органов. Ввели в автомобильных пунктах пропуска обязательное предварительное информирование (а оно в том числе завязано и на информацию по выданным книжкам МДП).
И тут вдруг, раз – решили полностью похоронить Конвенцию МДП. Повод простой – АСМАП не исполняет своих гарантий, задолжала немало. А раз так, то и книжки МДП не могут рассматриваться как документ, обеспечивающий гарантию уплаты таможенных пошлин при международных автомобильных перевозках. Даёшь обеспечение при транзите! Странно всё это.
Мне могут возразить, что, мол, после создания Европейского Союза Конвенция МДП своё отжила и стала анахронизмом. Что в Европе ею никто не пользуется за ненадобностью и её отмена дело ближайшего времени. И что поддерживается она на плаву искусственно, специально под нас.
Всё это так, и с этим я не спорю.
Но 41 % или 20 млрд. руб. как-то не выходят у меня из головы и давят на воображение своими размерами. И вопрос один возникает – а почему именно сейчас про них вспомнили? А за ним сразу другие. А как долго накапливалась эта сумма? Почему раньше АСМАП не указывали на её истинное предназначение и не требовали надлежащего исполнения взятых ею на себя гарантийных обязательств? Чего ждали? Зачем довели сумму задолженности до критической массы? Опять прежнее руководство ГТК-ФТС виновато?
В общем, что-то тут не так. И у меня создалось твёрдое впечатление, что, сделав «козлом (или козой?) отпущения» АСМАП, ФТС попыталась снять с себя немалую долю ответственности, стыдливо прикрывшись письмами.
Понятно, что членство в ВТО и задача пополнения доходной части Федерального бюджета вещи, по сути своей, трудно совместимые. Изыскивать дополнительные источники пополнения бюджета нужно, а тут такая сумма набежала. Бороться с таким вредоносным явлением, как недоставка, трудно, но необходимо. Но ведь не таким же революционным способом: «до основания, а затем…». Кстати, а что затем?
В вышеназванной Информации ФТС России от 29 июля 2013 года приведены виды предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в качестве гарантий при таможенном транзите товаров. Перечислять их, думаю, не стоит. Всё это правильно, на первый взгляд и в теории. А на практике?
Не приведёт ли институт поручительства, например, к созданию очередного трудноуправляемого монополиста, почище АСМАП? Злые языки уже откровенно намекают на некий известный всем ФГУП. И как скажется отмена Конвенции на конечной стоимости товаров, поступающих к потребителю? Кстати, затевая эту войну, о потребителе вообще кто-то подумал? Ведь поручительство и банковская гарантия дадут сильную прибавку к стоимости перевозки товаров.
А как теперь должностным лицам таможенных органов исполнять приказы, изданные ФТС России по применению процедуры таможенного транзита. Например, тот же приказ ФТС России № 1067 от 26 мая 2011 года? Чем обосновывать неприменение с 14.09.2013 Конвенции МДП в регионе деятельности ДВТУ и СТУ? Письмом ФТС России от 13.09.2013 № 01-11/40499? Неужели других методов решения возникшей проблемы, кроме как «не пущать и запретить», нет?
Но, это лирика, не так ли? А вот против истины не попрёшь. Истина же такова: во всём виноваты АСМАП и прежнее руководство ГТК-ФТС, напринимавших совместных соглашений, ныне ничего не стоящих, не значащих, и развративших её (АСМАП) до нельзя. Так больше продолжаться не может. С этим всё ясно.
Вот только опять возникает вопрос – а что мешало нынешнему руководству ФТС урегулировать эти нестыковки законодательства тогда, когда готовился проект ТК ТС? Ведь уже три года как мы работаем в рамках Таможенного союза, с новым Таможенным кодексом. И уж год, как являемся членами ВТО. А наследие «проклятого прошлого» только теперь узрели?
Вопросы, вопросы…
Нынешняя ситуация мне представляется как патовая. Работать как раньше с АСМАП уже нельзя (нет ей отныне никакого доверия), но и достойной альтернативы Конвенции МДП нет. И приходится ФТС лавировать в этих непростых условиях. То перенося срок отмены Конвенции в целом, то внедряя «реализацию мер» в ДВТУ и СТУ. Но, и так, и так получается элемент незавершённости, нерешительности которые в целом ситуацию не упрощают, а только нагнетают нервозную обстановку.
Впрочем, я с оптимизмом смотрю в будущее и что-то мне подсказывает, что проводимый в ДВТУ и СТУ эксперимент по отмене книжек МДП, не смотря ни на что, однозначно даст положительный эффект. О чём и будет доложено с высокой трибуны.
Иначе кому-то пора уже будет вскрывать «второй конверт».
Комментарии
На данный момент комментариев нет
Ваш комментарий
Для того, чтобы оставить комментарий, подключитесь
или зарегистрироваться.